2009-07-09 15:54:18
ГлавнаяМасс-медиа — Ограничения свободы массовой информации, установленные федеральными законами



Ограничения свободы массовой информации, установленные федеральными законами


Условия эффективности правовых ограничении свободы массовой информации

Эффективность правовой нормы, согласно мнению многих правоведов, определяется тем, насколько ее реализация способствует достижению целей, поставленных перед правовым регулированием, т.е. степенью достижения соответствующих целей этой нормы в данной сфере правовой регуляции. Согласно А.А. Залепукину, эффективность правовой нормы - это способность нормы в соответствии с целями правового регулирования оказывать благоприятное воздействие на общественные отношения.

Правовые ограничения свободы массовой информации могут считаться эффективными только, если они направлены на цель, обладающую социальной ценностью (например, - защиту прав и законных интересов граждан), и если они способны обеспечить ее достижение.

Показатель эффективности правовых норм можно представить как соотношение между результатами (последствиями) их действия и правовыми целями этих норм. Однако такой показатель не позволяет получить количественные оценки эффективности действия правовых норм.

Показателем эффективности определенного правового ограничения свободы массовой информации обоснованно считать, на наш взгляд, качественную (в отличие от количественной) экспертную оценку результата действия этого ограничения, учитывая меру вреда, нанесенного (или который мог бы быть нанесенным) определенными злоупотреблениями свободой массовой информации соответствующей конституционно признанной и защищаемой ценности (основам конституционного строя, нравственности, здоровью, правам и законным интересам конкретных лиц, обеспечению обороны и безопасности государства) по отношению к состоянию защищенности указанных социальных ценностей. При этом также необходимо учесть возможные побочные негативные результаты действия данного ограничения. Если совершенных или пресеченных злоупотреблений, на устранение которых направлено ограничение, не обнаружено (либо вред от них незначительный), и само ограничение не влечет несоразмерного сдерживания, ущемления каких-либо прав и законных интересов, то следует считать данное правомерное ограничение эффективным.

Важное конституционно-правовое значение для эффективной защиты прав и законных интересов граждан и недопущения при этом ущемления прав и свобод человека и гражданина, имеет проблема определения границы между разрешенными формами реализации права на свободное распространение массовой информации и ограничиваемыми (запрещаемыми) формами реализации этого права.

То есть при разработке вариантов возможных ограничений необходимо определить:

а) - в случае если устанавливается запрет либо обязательные условия распространения некоторой информации (продукции СМИ) - распространение какой именно продукции СМИ (какого содержания, направленности, с какими признаками) должно быть запрещено или ограничено по способу, другим условиям распространения, включая время распространения, а также, если распространение продукции ограниченно допускается, то следует определить - при каких условиях;

б) - в случае если устанавливается обязанность распространять некоторую информацию (сведения и т.п.) либо соблюдать определенные требования при распространении некоторой информации (сведений и т.п.) - требуется определить объем этих обязанностей, содержание действий, указать признаки, определяющие должное исполнение действий (время, субъекты правоотношений, требования к содержанию или условиям распространения информации и другие существенные элементы обязанности).

Ошибочное определение границы между разрешенными и запрещаемыми формами осуществления свободы массовой информации (или неверное определение объема обязанностей СМИ) и установление в законе соответствующего ей ограничения свободы массовой информации может привести к умалению свободы массовой информации и нарушению прав граждан на получение информации, что, согласно ч.2 ст. 55 Конституции Российской Федерации, не допустимо. С другой стороны - несоразмерная малость объема ограничения ведет к его недейственности, бесполезности (фиктивности). Т.е. результатом ошибочного определения границы (предела) ограничения свободы массовой информации является недостижение положительных правовых и социальных целей, на которые, как предполагалось, было направлено ограничение.

При этом важно отметить, что конституционные основы и конституционные гарантии предотвращения установления неправомерных (в т.ч. несоразмерных) ограничений прав и свобод человека и гражданина закреплены в Конституции Российской Федерации (ч. 2, 3 ст. 55 и др.).

Таким образом, полагаем, что главной правовой проблемой при установлении в законе конкретных правовых ограничений свободы массовой информации является определение (нахождение), обоснование и юридическое формулирование (облечение в юридическую форму) границы между допустимыми деяниями и деяниями, подлежащими правовым ограничениям, что необходимо для предотвращения несоразмерности проектируемого ограничения свободы массовой информации той угрозе защищаемым объектам, которую требуется предотвратить установлением соответствующих ограничений.

Решение этой проблемы, на наш взгляд, не может быть представлено в виде некоторой детальной методики или исчерпывающей системы детально сформулированных юридически выраженных критериев, которым должны удовлетворять правовые ограничения свободы массовой информации, так как, во-первых, сущность этой проблемы, как правило, выходит за рамки предмета юриспруденции и тесно связана с проблемам реальных общественных отношений, в т.ч. политического, экономического, культурного и духовного развития общества; во-вторых, из-за сложности учета внеправовых, неюридических факторов, существенным образом влияющих на определение такой границы для каждого конкретного случая; и в-третьих, из-за того, что в процессе законотворчества определение и установление указанной границы осуществляется в ходе сложного взаимодействия множества субъектов законотворчества (депутатов, Правительства и т.д.), часто имеющих противоречащие политические и иные интересы, затрудняющие достижение компромисса в определении искомой границы, что придает этому процессу вероятностный характер.

По мнению А.В. Малько, вопрос об эффективности и дефектности правовых ограничений должен решаться индивидуально: в каждом конкретном случае, в связи с определенной ситуацией и условиями, ибо самое хорошее средство при некоторых обстоятельствах будет самым плохим. Важно суметь определить ту необходимую и допустимую грань, переступив которую, мы начинаем движение к дефектности.

Однако сказанное не отрицает возможности и необходимости выработки системы ориентиров-требований, которым должны соответствовать правовые ограничения свободы массовой информации, чтобы быть эффективными.

По мнению А.А. Залепукина, условиями эффективности правовой нормы, относящимися к процессу ее создания выступают: 1) правильный выбор круга общественных отношений, подлежащих правовому регулированию; 2) определение цели правового воздействия и социальной ценности нормы; 3) своевременность разработки правовых норм; 4) установление адекватной формы правового акта; 5) учет принципов системного подхода; 6) оптимальность средств и методов правового регулирования; 7) соблюдение правил законодательной техники и некоторые другие.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567891011121314




Интересное:


Средства массовой информации и российская государственность
СМИ и массовое политико-правовое сознание: взаимовлияние и взаимозависимость
Свобода массовой информации в Российской Федерации
Средства массовой информации и эволюция формы государства
Место и роль СМИ в становлении и развитии гражданского общества
Вернуться к списку публикаций