2009-07-09 15:54:18
ГлавнаяМасс-медиа — Ограничения свободы массовой информации, установленные федеральными законами



Ограничения свободы массовой информации, установленные федеральными законами


Анализ ограничений свободы массовой информации, установленных федеральными законами

Ограничения свободы массовой информации, а также основания ограничений этой свободы, установлены следующими нормативными правовыми актами Российской Федерации:

1. Конституция Российской Федерации (статьи 17 (ч.3), 21, 24, 29 (ч.ч. 2и4), 55 (ч.3), 41 (ч.3), 42, 56 (ч.1));

2. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» (статьи 1, 4, 16, 31, 32, 35, 36, 37, 41 - 44, 46, 49, 51, 56, 57, 59, 60, 62);

3. Федеральный закон от 19 сентября 1997 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (статьи 2, 21, 26, 37 - 43, 45, 47, 60, 64, 65);

4. Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (статьи 44-56);

5. Федеральный закон от 13 января 1995 года «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» (статьи 5-11, 13);

6. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 года «О чрезвычайном положении» (статья 12);

7. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 года «О военном положении» (подпункты 14 и 15 пункта 2 статьи 7);

8. Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (статьи 1,8, 11, 13);

9. Федеральный закон от 25 июля 1998 года «О борьбе с терроризмом» (статья 15);

10. Федеральный закон от 20 февраля 1995 года «Об информации, информатизации и защите информации»;

11. Федеральный закон от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ст. 14);

12. Федеральный закон от 24 июня 1999 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (статьи 1, 8, 18, 29, 41, 48, 52, 54, 55-60, 62, 85, 93);

13. Федеральный закон от 31 декабря 1999 года «О выборах Президента Российской Федерации» (статьи 49, 50, 53, 82);

14. Гражданский кодекс Российской Федерации (статьи 138, 139, 152, 495, 732, 857, 946, 1057, 1100, 1101);

15. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года (статьи 5.8, 5.9, 5.10, 5.11, 5.12. 5.13, 5.26, 13.14, 13.15, 13.17, 13.21);

16. Уголовный кодекс Российской Федерации (статьи 129, 130, 137, 138, 146, 147, 182, 183, 237, 242, 280, 282, 283, 298, 310, 311, 319, 320, 354);

17. Федеральный закон от 18 июля 1995 года № 108-ФЗ «О рекламе»;

18. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне»;

19. Федеральный закон от 10 июля 2001 года № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака» (ст. 7) и в ряде других законов.

Установленные указанными правовыми актами ограничения свободы массовой информации можно упорядоченно представить в виде следующего перечня ограничений.

1. Ограничения в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороноспособности и безопасности государства:

1) ограничения в целях обеспечения демократического порядка формирования органов власти и обеспечения права граждан на участие в управлении делами государства (гарантии доступа политических партий и общественных объединений к СМИ; гарантии плюрализма содержания СМИ; гарантии достоверного информирования граждан о деятельности органов государственной власти и общественных объединений; правила предвыборной агитации и ограничения в деятельности СМИ в период избирательных кампаний);

2) запрет разглашения государственной тайны;

3) ограничения в целях борьбы с терроризмом;

4) запреты использования СМИ для осуществления экстремистской деятельности, в т.ч. для публичных призывов к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации, пропаганды и агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду;

2. Ограничения в целях защиты прав и законных интересов других лиц:

1) ограничения в целях защиты чести и доброго имени, достоинства личности; защиты права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну;

2) ограничения в целях защиты информации ограниченного доступа;

3. Ограничения в целях защиты общественных (публичных) интересов (интересов неопределенного круга лиц):

1) ограничения (в т.ч. запреты) распространения информации угрожающей общественному порядку:

а) запрет изображения чрезмерного насилия и жестокости;

б) ограничения в целях защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию (информация сексуального характера и т.п.);

в) запрет распространения в СМИ информации, способствующей вовлечению в употребление наркотических средств;

г) ограничения свободы информации в условиях чрезвычайного положения;

2) ограничения в целях защиты здоровья (запрет рекламы алкоголя, табака, обязанность федеральных органов исполнительной власти вести через СМИ пропаганду знаний о вреде курения табака);

3) ограничения в сфере рекламы (запрет ненадлежащей рекламы, ограничение объема рекламы в общем объеме телевещания и др.)

Для определения видов (форм) наиболее распространенных злоупотреблений свободой массовой информации проанализируем статистические данные о правонарушениях, инкриминируемых или приписываемых средствам массовой информации.

По данным некоммерческой организации «Фонд защиты гласности» в 1996 - 2000 годах Фондом было зарегистрировано следующее число сообщений о правонарушениях в сфере средств массовой информации (в скобках абсолютное число и доля нарушений, инкриминируемых - вменяемых - самим СМИ, от общего числа за год): в 1996 г. - 370 (168 - 35 %); в 1997 г. - 774 (350 - 46 %); в 1998 г. - 1077 (627 - 58 %); в 1999 г. - 1380 (840 - 61 %); в 2000 г. - 1219 (671 – 55%). Эти данные и другие исследования убедительно показывают отчетливо выраженную тенденцию роста числа правонарушении, инкриминируемых журналистам и СМИ. Число инкриминируемых средствам массовой информации нарушений увеличилось (по данным Фонда) с 1996 года по 2000 год в 4 раза (с 168 до 671)! При этом показательно, что в 1999 году - году проведения выборов в Государственную Думу ФС РФ отмечен максимум числа правонарушений, инкриминируемых СМИ.

По данным Фонда защиты гласности в структуре правонарушений, инкриминированных в 2000 году СМИ, преобладающее место, как и в прежние годы, заняли претензии, связанные с защитой чести, достоинства и деловой репутации - 57 % от общего числа. Вторыми по численности являются нарушения, связанные с предвыборной агитацией в СМИ (16,4%), следующими -нарушения регистрационных и лицензионных правил (11%) и нарушения неприкосновенности частной жизни (10%). Судами в период с 1996 по 2000 год было удовлетворено около 65% гражданских исков к СМИ о защите чести и достоинства. Около 8% правонарушений, инкриминируемых СМИ, являлись уголовно наказуемыми (ст. 129 и 130 УК РФ).



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567891011121314




Интересное:


Анализ конституционных основ свободы массовой информации
Место и роль СМИ в становлении и развитии гражданского общества
Средства массовой информации и российская государственность
Ограничения свободы массовой информации, установленные федеральными законами
Средства массовой информации и коррупция
Вернуться к списку публикаций