2009-07-09 15:52:18
ГлавнаяМасс-медиа — Конституционные основы правовых ограничений свободы массовой информации



Конституционные основы правовых ограничений свободы массовой информации


Понятно, что в разных странах представления о том, какие ограничения свободы массовой информации являются необходимыми в демократическом обществе могут весьма различаться. И в этом заключается возможность и одна из причин отличий в законодательном регулировании деятельности СМИ в странах участницах Конвенции, имеющих разные культурные, политические, правовые и др. условия и традиции.

Обобщенно обязательные условия допустимости ограничений свободы массовой информации, выработанные Европейским Судом и Комиссией, можно выразить в следующем виде:

1. Требование к форме ограничения. Правомерное ограничение должно быть установлено только законом;

2. Требование к социальной направленности ограничения. Ограничение должно являться необходимым в демократическом обществе. При этом сама «необходимость» понимается как «настоятельная общественная потребность»;

3. Требование правомерности цели установления конкретного ограничения. То есть ограничение может быть установлено только для целей, указанных в части 2 статьи 10 Конвенции;

4. Критерий эффективности. Ограничения допустимы, если они могут обеспечить тот результат, на достижение которого они направлены - т.е. позволяют достичь поставленной цели;

5. Критерий пропорциональности (соразмерности). Ограничение (прав и свобод) должно быть «пропорциональным преследуемой законной цели»;

6. Критерий сбалансированности интересов. При установлении ограничения свободы массовой информации необходимо обеспечить справедливый баланс между интересами свободы выражения мнений, общественными интересами, интересами национальной безопасности и другими интересами. То есть, ограничение допустимо, если защищаемый ограничением объект (права или законные интересы, здоровье, нравственность и др., установленные в п.2 ст. 10 Конвенции) обладают большей ценностью, чем право (свобода), которое ограничивается, и при этом не будет несоразмерно больших отрицательных побочных последствий ограничения;

7. Формулировка ограничения должна быть достаточно ясной, недвусмысленной и точной, позволяющей лицу, ответственному за распространение информации через СМИ, - пользуясь при необходимости разъяснениями специалистов, - предвидеть, в разумной применительно к обстоятельствам степени, последствия, которые может повлечь за собой распространение данной информации, и сообразовывать с ограничением свои действия.

Как показывает анализ решений Европейского Суда многие выработанные им правовые критерии и формулировки, исходя из которых он принимает решения, содержат оценочные понятия, значение которых может интерпретироваться по-разному в зависимости от политико-правового контекста, включающего отношения государств-участников Конвенции к механизмам защиты прав человека и необходимым для этого ограничениям свобод человека. Речь идет о таких формулировках, как «необходимое в демократическом обществе», «право журналиста прибегнуть к некоторой степени преувеличения» и др. То есть, многие прецеденты Европейского Суда содержат недостаточно определенные по своему значению толкования норм Конвенции и правовые критерии. Это означает, что существует проблема толкования отдельных, недостаточно определенных по своему юридическому значению, положений решений Европейского Суда. Следовательно, при применении Конституционным Судом РФ положений Конвенции потребуется осуществлять дополнительное казуальное толкование соответствующих недостаточно определенных формулировок решений Европейского Суда.

Исходя из высшей юридической силы Конституции Российской Федерации в правовой системе России (ч.1 ст. 15 Конституции РФ) считаем, что положения Конституции РФ и их толкование, даваемое

Конституционным Судом РФ, имеют большую юридическую силу, чем положения Конвенции и соответствующие решения Европейского Суда по правам человека, в т.ч. содержащие толкование норм Конвенции.

Поэтому полагаем, что Конституционный Суд Российской Федерации вправе, исходя из толкования положений Конституции Российской Федерации, с целью уяснения смысла норм Конвенции, осуществлять правоприменительное толкование недостаточно определенных формулировок, выработанных Европейским Судом, исходя из которых он применяет положения Конвенции. При этом Конституционный Суд не вправе давать общеобязательное толкование норм Конвенции и решений Европейского Суда, но вправе устранять при их применении неопределенности значения некоторых формулировок прецедентов Европейского Суда, без чего их юридически обоснованное применение невозможно.

Большинство ученых, рассматривая вопрос о высшей юридической силе Конституции Российской Федерации, придерживаются мнения, что Конституция Российской Федерации имеет большую юридическую силу, чем международные договоры, которые обладают большей юридической силой, чем федеральные законы. Так, М.В. Баглай с полной однозначностью доказывает, что международный договор сам по себе не может изменить Конституцию или действовать в противоречии с ней. Такое понимание также следует из статьи 125 (часть 2, пункт «г») Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Иное толкование взаимосвязанных норм частей 1 и 4 статьи 15 Конституции, на наш взгляд, противоречило бы также статьям 3 и 4 Конституции Российской Федерации, так как ставило бы норму любого международного договора России, как источника права, выше (по юридической силе) любого правового акта, исходящего от народа России - носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации, а также отрицало бы полностью государственный суверенитет Российской Федерации.

Подытожим сказанное.

1 Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила свободу массовой информации, конституционные принципы (основы) и основания ограничения свободы массовой информации, основываясь на которых государство, как легитимный представитель общества, вправе устанавливать правовые ограничения указанной свободы в мере, необходимой для защиты прав и законных интересов граждан, а также в других конституционно обоснованных целях ограничений.

2. Под правовыми ограничениями свободы массовой информации понимаются установленные законодательством, соответствующие Конституции Российской Федерации, пределы (границы) осуществления лицом прав свободно искать, получать, передавать, производить и распространять массовую информацию, выраженные в запретах, обязанностях, мерах ответственности, существование которых предопределено необходимостью защиты конституционно признанных ценностей и обеспечения баланса между интересами личности, общества и государства.

3. Эффективные правовые ограничения свободы массовой информации являются необходимыми условиями осуществления свободы массовой информации, без которых невозможно обеспечить защиту конституционных ценностей в информационной сфере, включая основные права и законные интересы граждан, а также обеспечить баланс интересов личности, общества и государства в сфере массовой информации, демократическое развитие общества и государства.

4. Демократический характер государства, как одна из основ конституционного строя Российской Федерации, предопределяет необходимость установления правовых ограничений свободы массовой информации, направленных на обеспечение реализации права граждан на получение объективной и достоверной информации о деятельности органов государственной власти и общественных объединений, в т.ч. установление обязанностей государственных и негосударственных СМИ по обеспечению достоверности, объективности и сбалансированности материалов информационных (новостных) программ; гарантий равных условий доступа политических партий к государственным СМИ.

Правовые гарантии обеспечения права граждан на получение через СМИ достоверной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений являются необходимым элементом демократического режима Российской Федерации.

Для обеспечения конституционного права народа свободно осуществлять свою власть, в том числе путем участия в выборах в органы государственной власти, необходимо установление гарантий свободного формирования мнения избирателей, которые невозможно обеспечить без соответствующих правовых ограничений свободы массовой информации, направленных на недопущение злоупотреблений этой свободой.

5. Правовые ограничения свободы массовой информации должны удовлетворять следующим требованиям (условиям правомерности):

1) быть установленными федеральными законами;

2) являться конституционно обоснованными, т.е. установленными только в целях, указанных в ч.3 ст.55 Конституции РФ, в числе которых необходимость защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

3) являться соразмерными конституционно значимым целям и соответствующим угрозам, которым подвергаются защищаемые законом права и интересы;

4) соответствовать демократическим принципам Российского государства и политической системы Российской Федерации, что предопределено демократическим характером государства, как одним из элементов основ конституционного строя Российской Федерации;

5) быть сформулированными с достаточной степенью определенности (ясности и точности), позволяющей: (1) однозначно установить и понять их смысл, пользуясь при необходимости разъяснениями специалистов; (2) спрогнозировать с достаточной степенью ясности неблагоприятные юридические последствия, которые может повлечь за собой нарушение (несоблюдение, неисполнение) ограничения; и (3) сообразовывать с ограничением свои действия;

6) не противоречить международным договорам России.

6. Международно-правовые основания ограничений свободы распространения информации закреплены в Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Международном пакте о гражданских и политических правах и позволяют Российской Федерации устанавливать правовые ограничения свободы массовой информации в конституционно закрепленных целях.

7. При совершенствовании законодательства Российской Федерации в части ограничений свободы массовой информации необходимо учитывать решения органов Конвенции о защите прав и основных свобод от 4 ноября 1950 г., в том числе правовые критерии, исходя из которых Европейский Суд по правам человека принимает решения о соответствии ограничений свободы выражения мнений положениям указанной Конвенции.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456789




Интересное:


Средства массовой информации и российская государственность
Средства массовой информации и эволюция формы государства
Ограничения свободы массовой информации, установленные федеральными законами
Идеологическая деятельность государства: природа и содержание
Конституционные основы правовых ограничений свободы массовой информации
Вернуться к списку публикаций