2009-07-09 15:52:18
ГлавнаяМасс-медиа — Конституционные основы правовых ограничений свободы массовой информации



Конституционные основы правовых ограничений свободы массовой информации


Системообразующим элементом всей системы прав и свобод человека и гражданина является право на жизнь, оно имеет приоритет перед другими элементами системы и в случае юридической коллизии либо судебного спора получает большую защиту, нежели иные права и свободы (например, конституционные права на проведение собраний, на пользование учреждениями культуры - статьи 31, 44 Конституции РФ). Ибо без должной обеспеченности и защищенности права человека на жизнь большая часть других прав и свобод человека и гражданина может потерять для человека свою ценность. Так, М.В. Баглай определяет принцип высшей ценности человека, его прав и свобод (ст.2) как суперпринцип всего конституционного строя Российской Федерации, которому подчинены все остальные нормы Конституции.

Содержательный анализ основ конституционного строя Российской Федерации (статей 1-16) позволяет выявить следующую иерархию элементов основ конституционного строя, изложенную в последовательности, отражающей субординацию между ними:

1 - Человек, его права и свободы - высшая ценность, которая обеспечивается:

2 - обязанностью государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, для чего:

3 - государство учреждено и развивается как демократическое социальное федеративное правовое государство с республиканской формой правления, что включает признание народа носителем и единственным источником власти в Российской Федерации, признание и законодательное обеспечение права народа свободно и независимо осуществлять свою власть, участие народа в управлении делами государства, и обеспечивается:

- гарантиями свободных выборов и референдума, запретом присвоения кем-либо властных полномочий;

- суверенитетом государства;

- реализацией принципов правового государства, включая признание высшей юридической силы Конституции Российской Федерации, а также признанием общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации составной частью ее правовой системы, признанием большей юридической силы таких договоров по сравнению с федеральными законами;

- реализацией принципов федеративного устройства государства, признанием свободы экономической деятельности, частной и иных форм собственности, идеологического и политического многообразия (плюрализма), многопартийности, светского характера государства, признанием и гарантированием местного самоуправления.

Из этой иерархии основ конституционного строя, на наш взгляд, следует, что:

1) право человека на жизнь (ч.1. ст.20.) обладает приоритетом перед другими правами человека и должно иметь приоритетную законодательную защиту, включающую соответствующие правомерные ограничения прав и свобод, в том числе свободы массовой информации;

2) охраняемое государством достоинство личности (ч.1 ст.21), право на свободу и личную неприкосновенность (ч.1 ст. 22), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени (ст. 23), подлежат особой законодательной защите, так как они являются непосредственно связанными с правом на жизнь. Это означает, что в целях защиты этих прав человека правомерно ограничивать (в соответствии с Конституцией РФ) иные права и свободы человека и гражданина, в том числе свободу массовой информации.

3) защита права на жизнь, достоинства личности, неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, защита чести и доброго имени, имеет конституционный приоритет (так как это - личные права человека) перед экономическими правами, т.е. признается необходимость их большей защиты в случае коллизии этих прав с экономическими правами, включающими право частной собственности, право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом (ст.35).

Таким образом, показана конституционная возможность и необходимость правовых ограничений свободы массовой информации, соответствующих Конституции Российской Федерации.

Важно отметить, что свобода массовой информации не может быть причислена к кругу личных прав и свобод человека, так как эта свобода - приобретенная, не принадлежащая человеку от рождения и в значительной степени зависящая от уровня научно-технического развития общества (средств массовой информации). Свобода массовой информации относится многими учеными к группе политических прав и свобод гражданина, она имеет служебную, обеспечительную функцию для реализации права свободно получать и распространять информацию, которое относится к группе личных прав и свобод человека. Если же говорить про свободу средств массовой информации, то очевидно, что она не относится к правам и свободам человека, а является правом организаций - юридических лиц, выпускающих средства массовой информации как форму периодического распространения массовой информации, т.е. у этой свободы - специфический субъект - редакция средств массовой информации, которой руководит главный редактор, несущий ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации законом (ч. 5, 6 статьи 19 Закона о СМИ).

Теперь, исходя из вышеназванных конституционных основ и конституционных оснований ограничения свободы массовой информации обоснуем конституционно-правовую возможность и необходимость ограничений свободы массовой в целях обеспечения условий свободного формирования общественного мнения, объективного сбалансированного и достоверного информирования граждан через СМИ, что, в свою очередь, является необходимым для обеспечения свободного осуществления народом его власти.

Под свободным формированием общественного мнения понимается такой процесс формирования взглядов, мнений граждан, определяющих их политически значимые действия (в т.ч. голосование на выборах, референдумах, участие в общественных объединениях и т.д.), которое происходит на основе доступности достоверной информации, отражающей основные события жизни общества (в т.ч. деятельность государственных органов, политических партий) при условии достаточной защищенности этого процесса от информационных воздействий, направленных на создание у граждан представлений о событиях, определенных лицах, организациях, не соответствующих действительности (либо определенного отношения, в т.ч. неосознаваемого, к указанным объектам) в интересах каких-либо лиц.

Свободное формирование общественного мнения предполагает установление правовых норм, направленных на предотвращение неправомерных влияний на процесс свободного формирования общественного мнения. Закрепление в Федеральном законе от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» (п.4 ст.3) деятельности по «формированию общественного мнения» в качестве одной из основных целей политических партий вызвало необходимость конституционно-правового анализа понятия этого понятия.

Свободное формирование общественного мнения требует соответствующих правовых гарантий, в т.ч. эффективных гарантий права граждан на получение через СМИ достоверной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, гарантий политического плюрализма в сфере деятельности СМИ (представления в СМИ точек зрения разных политических партий, объединений граждан) и предотвращения при этом манипулирования общественным мнением через СМИ в частных интересах каких-либо лиц или организаций. Манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации) является одной из основных угроз конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, - констатируется в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации.

Как пишет Ю.И. Лейбо, непременным условием демократической формы правления является свобода всех принимать участие в обсуждении государственных и общественных вопросов. При этом только информированный гражданин в состоянии составить собственное мнение и участвовать в демократически организованной общественной жизни.

Как отмечает В.Е.Чиркин, главное в деятельности государства - служение народу. Государственная власть должна укреплять и развивать постоянные связи с народом, участие граждан на различных ступенях его организации, учитывать мнение общественности (в.т.ч. выраженное через СМИ). Государственная власть должна действовать открыто.

В этой связи необходимо сказать, что мы разделяем мнение В.Т. Кабышева о том, что парадигма современного развития российского общества состоит в необходимости создания конституционного механизма преодоления отчуждения личности от государственной власти, но в то же время и преодолении тенденции дальнейшего отчуждения самой власти от общества.

Так как демократические принципы Российского государства являются одними из основных гарантий обеспечения и защиты высшей ценности общества - человека, его прав и свобод, то государство обязано обеспечить необходимые условия демократичного порядка формирования и деятельности государства в интересах общества, в том числе условия свободного осуществления народом его власти. При этом для обеспечения конституционного права народа свободно осуществлять свою власть, в том числе путем участия в выборах в органы государственной власти, необходимы гарантии свободного формирования мнения избирателей, которые невозможно обеспечить без соответствующих правовых ограничений свободы массовой информации, направленных на недопущение злоупотреблений названной свободой. Ведь, если идти от противного, т.е., если мнение избирателей формируется не свободно, а под чрезмерным воздействием так называемых «грязных технологий» или «черного пиара» в СМИ (направленных на создание искаженных представлений о событиях или конкретных лицах), то воля значительной части избирателей становится не свободной, так как в их сознании формируется существенно искаженная картина политических событий, образов кандидатов и их позиций.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456789




Интересное:


Понятие «свобода массовой информации»
Место и роль СМИ в становлении и развитии гражданского общества
СМИ и массовое политико-правовое сознание: взаимовлияние и взаимозависимость
Идеологическая деятельность государства: природа и содержание
Ограничения свободы массовой информации, установленные федеральными законами
Вернуться к списку публикаций