2009-07-09 15:52:18
ГлавнаяМасс-медиа — Конституционные основы правовых ограничений свободы массовой информации



Конституционные основы правовых ограничений свободы массовой информации


Как пишет В.О.Лучин, нормативность конституционных принципов обусловлена тем, что они аккумулируют, обобщают наиболее важные, социально-значимые явления и процессы материальной и духовной жизни общества, дают им оценку и вводят их в рамки принятых в государстве норм. Они самым тесным образом связаны с регулированием общественных отношений, оказывают направляющее воздействие на правовую систему и действуют именно в качестве правовых принципов, которыми обязаны руководствоваться все правотворческие и правоприменительные органы, все граждане, должностные лица и общественные объединения.

Нормативное действие вышеуказанных правовых принципов - конституционных основ ограничения прав и свобод человека и гражданина - распространяется и на выработку содержания (и формы) и установление в законах конкретных ограничений свободы массовой информации.

Помимо конституционных основ (конституционных принципов) ограничения прав и свобод человека и гражданина, Конституция РФ закрепляет также конституционные основания ограничений прав и свобод граждан, в том числе - конституционные основания ограничения свободы массовой информации, а также -конкретные ограничения некоторых прав и свобод, в том числе, - свободы массовой информации.

Рассмотрим конституционные основания ограничения прав и свобод граждан, включающих свободу распространения информации (закрепленные в нормах Конституции):

1) необходимость предотвращения нарушений прав и свобод человека и гражданина одних лиц при реализации другими лицами прав и свобод человека и гражданина (ч.3. ст. 17);

2) необходимость защиты права на неприкосновенность частной жизни, личной, семейной тайны, и права на защиту чести и достоинства личности, доброго имени (статьи 21, 23 и 24);

3) необходимость предотвращения пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ч.2 ст.29);

4) необходимость защиты государственной тайны (ч.4 ст.29);

5) необходимость обеспечения права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст.42);

6) необходимость обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в условиях чрезвычайного положения (ч.1 ст. 56);

7) необходимость защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.3 ст. 55).

Легко увидеть, что установленный в части 3 статьи 55 перечень оснований-целей ограничения прав и свобод граждан, является обобщающим и охватывает все, закрепленные в других нормах Конституции, основания-цели возможных ограничений прав и свобод.

Конституционные основы и конституционные основания ограничения свободы массовой информации, определяя границы права средств массовой информации свободно распространять массовую информацию, входят в систему конституционных основ правового статуса СМИ, которая включает нормы, установленные в статьях 8, 13 (часть 3), 17 (часть 3), 18, 23, 24, 28, 29, 34, 35, 42, 55 (части 1 и 3), 100 (часть 2), 123 (часть 1) Конституции Российской Федерации. Более детально права и обязанности СМИ установлены в Законе РФ «О средствах массовой информации» и других федеральных законах.

В правовом статусе СМИ конституционно-правовые элементы (их статуса) имеют, на основании высшей юридической силы Конституции РФ, определяющее, приоритетное значение по отношению к иным элементам их правового статуса, установленным законами. Они определяют границы реализации всех иных прав и обязанностей СМИ, включая общие требования к содержанию, форме и условиям распространения продукции СМИ.

Следовательно, обязанности СМИ в виде установленных законом требований к содержанию их продукции, вытекающие из положений Конституции РФ (части 2 и 4 статьи 29 и др.), а также имеющиеся конституционные основания для других правомерных ограничений свободы массовой информации (часть 3 статьи 55), устанавливаемых федеральными законами, свидетельствуют о том, что правовой статус СМИ существенным образом отличается от правового статуса коммерческих организаций, действующих в иных сферах бизнеса. То есть, конституционно предопределено, что права и обязанности средств массовой информации (организаций телерадиовещания и редакций печатных периодических изданий) не являются такими же по объему и содержанию, как права и обязанности субъектов предпринимательской деятельности не связанной с распространением массовой информации. Правовой статус СМИ имеет свою конституционно-правовую специфику, которая на наш взгляд, крайне недостаточно и односторонне отражена в Законе «О средствах массовой информации».

Конституционно обоснованные требования к содержанию и форме продукции средств массовой информации, деятельности средств массовой информации следуют из таких конституционных основ ограничений свободы массовой информации, как принцип высшей конституционной ценности человека, его прав, свобод и достоинства, которые государство обязано признавать, соблюдать и защищать (ст.2 и 21) и принципа демократического характера Российского государства (ст.1), которому не должна, как следует из ч.2 ст. 16 Конституции Российской Федерации, противоречить реализация свободы массовой информации.

Как было показано выше, Конституция Российской Федерации допускает установление ограничений свободы массовой информации в порядке, указанном в ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации. Следовательно, проблема конституционно-правового обоснования ограничений свободы массовой информации заключается в выяснении допустимости, конституционности устанавливаемых или установленных законом конкретных правовых ограничений конкретных прав и свобод распространять каким-либо способом информацию какого-либо содержания (направленности), в том числе выяснении конституционности установления в законе какого-либо конкретной обязанности средств массовой информации. Суть этой конституционно-правовой задачи - выяснение границы, переходя которую правомерное ограничение свободы массовой информации становится конституционно запрещенным умалением этой свободы. Для этого необходимо, на наш взгляд, рассмотреть иерархию прав и свобод человека и гражданина и соответствующих им возможных ограничений.

Конституционные основания правовых ограничений свободы массовой информации, так же, как и закрепленные в Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина, в своей взаимосвязи представляют собой систему, имеющую присущие ей закономерности и логику.

Одними из ориентиров для выявления взаимной упорядоченности и уяснения приоритетов в системе конституционных оснований правовых ограничений свободы массовой информации могут служить следующие структурные особенности Конституции Российской Федерации, отражающие иерархию ее норм.

В соответствии с частью 2 статьи 16 Конституции Российской Федерации основам конституционного строя Российской Федерации, т.е. положениям статей 1-16 Конституции, не могут противоречить никакие другие положения Конституции Российской Федерации. Следовательно, смысл, содержание и осуществление свободы массовой информации, а также ее правовые ограничения, не должны противоречить основам конституционного строя.

Из статьи 2 Конституции РФ, закрепившей, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства, следует, что высшей ценностью и, значит приоритетом (большей юридической защитой) обладают права и свободы человека - т.е. часть из всей совокупности конституционных прав и свобод человека и гражданина (перечисленных в статьях 17-64 Конституции). Ведь в статье 2 не сказано, что высшей ценностью являются права и свободы «человека и гражданина». Важно также отметить, что, согласно части 2 статьи 17 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. При этом в группе прав и свобод человека выделяют личные права и свободы, которые имеют абсолютный характер и не могут быть ограничены ни по каким основаниям: достоинство личности, свобода совести, свобода мысли. Этими выявленными различиями, на наш взгляд, обосновывается приоритет прав и свобод человека по отношению к правам и свободам гражданина, следовательно - и по отношению к политическим правам, включающим свободу массовой информации.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456789




Интересное:


Идеологическая деятельность государства: природа и содержание
Анализ конституционных основ свободы массовой информации
Конституционные основы правовых ограничений свободы массовой информации
Средства массовой информации и коррупция
Понятие «свобода массовой информации»
Вернуться к списку публикаций