2009-07-09 15:52:18
ГлавнаяМасс-медиа — Конституционные основы правовых ограничений свободы массовой информации



Конституционные основы правовых ограничений свободы массовой информации


Обоснование правовых ограничений свободы массовой информации

Начнем рассмотрение с общетеоретического правового обоснования ограничений свободы массовой информации.

Общеизвестно, что правовое регулирование общественных отношений включает установление необходимых правовых ограничений действий субъектов. Как отмечает Т.Н.Радько, правовое регулирование - это осуществляемое при помощи системы правовых средств (юридических норм, правовых отношений и др.) упорядочение общественных отношений. Поскольку право представляет собой систему общеобязательных правил поведения, постольку его действие невозможно без обязывания, а любое правовое обязывание - есть ограничение свободы произвольного поведения субъекта.

Ограничения свободы действия субъекта правоотношения предопределены также внутренними, онтологически имманентными ограничениями, присущими праву как императивно-властному явлению. Как пишет Г.В. Мальцев, «право, опираясь в необходимых случаях на поддержку государственной власти как силы внешнего обеспечения, тем не менее, строится и функционирует на базе внутренней, имманентной ему власти, которую по традиции называем юридической». «Власть не есть нечто искусственно созданное и навязанное людям извне, это онтологическая структура, встроенная в человеческое бытие: там, где люди взаимодействуют между собой, там существует власть в простой или сложной форме».

Полагаем, что какая бы то ни было власть любого субъекта, действующего в обществе, не может быть неограниченной, не только из-за конечности ресурсов власти, но из-за вовлеченности действий любого субъекта социальных отношений во взаимодействие с другими субъектами. Эти ограничения власти имелись и в тех случаях, когда субъект являлся единственным привилегированным, формально не связанным правовыми ограничениями, властителем, будь то вождь племени (система табу) или монарх в системе абсолютной монархии. Это могут быть ограничения на проявление своей власти в полном объеме ее арсенала к субъектам, связанным с обладателем власти особыми отношениями (родственными и т.п.), ограничения, следующие из особенностей структуры общества (иерархичность и т.п.), и др. Эти закономерности свойственны любым формам организации человеческого сообщества, включая догосударственные формы и внегосударственные формы объединения людей.

В правовых системах современных демократических государств осуществление субъектами правоотношений их юридической власти, присущей любому субъективному праву, по необходимости ограничено системой правовых норм-ограничений, направленных, как декларируется, на защиту прав и свобод человека.

Как пишет В.С. Нерсесянц, право, как особый социальный регулятор общественных отношений, включает в себя нормы права, которые в зависимости от форм выражения их регулятивного воздействия (модальности их регулятивной силы) делятся на управомочивающие, запрещающие, обязывающие и поощрительные правовые нормы.

Без правовых ограничений невозможно привести потенциально неограниченные свободные действия субъектов, часто угрожающие правам и законным интересам других лиц, в упорядоченные отношения в соответствии с целями регулирования.

Как пишет В.К.Бабаев, «осуществление лицом прав и свобод часто в той или иной мере затрагивает интересы других людей или общества в целом, которые не должны этим нарушаться. Субъективное право гражданина определено границами <...>. Это сделано для того, чтобы гражданин знал рамки дозволенного поведения и не вторгался в пределы законных интересов других лиц, общества, государства. Только при этом условии все люди могут беспрепятственно осуществлять свои права и свободы. Одним из средств поддержания такого порядка в обществе являются ограничения прав и свобод». Нельзя не согласиться с мнением Ю.И. Лейбо, о том, что свобода человека не может быть безграничной, так как неограниченная свобода приводит к неограниченной деспотии сильнейших и бессовестнейших. «Свобода не может быть абсолютной, она требует ограничений, чтобы предупредить злоупотребления ею», - утверждает М.В.Баглай. Поэтому правомерное ограничение прав и свобод, не может считаться нарушающим и ущемляющим права и свободы граждан.

По сути дела, правовые ограничения отдельных прав и свобод человека и гражданина служат гарантиями защиты тех социальных ценностей, в отношении которых в Конституции предусмотрена обязанность государства по их соблюдению и защите.

Отсутствие правовых ограничений, превышающее некоторую критическую меру, приводит к разрушению общественных отношений и ценностей, имеющих личную и общественную значимость, и, далее, - к распаду социальной системы как целого.

Поэтому требование сторонников неограниченной свободы СМИ не вводить или не совершенствовать необходимые правовые ограничения свободы массовой информации - означает, в итоге, оправдание, легитимацию многих форм злоупотребления свободой массовой информации - противоправных, в том числе преступных, действий, грубо нарушающих законные интересы граждан и общества в целом.

Перейдем к конституционно-правовому обоснованию ограничений свободы массовой информации.

Поскольку деятельность СМИ в Российской Федерации основывается на конституционном принципе свободы массовой информации и ряде других положений Конституции РФ, и данная свобода относится к числу основных прав и свобод человека и гражданина, постольку регулирование этой деятельности, включая установление в законах необходимых правовых ограничений свободы массовой информации, имеет соответствующие конституционные основы и конституционно-правовое обоснование.

Правовые ограничения свободы массовой информации основываются одновременно на конституционных принципах (конституционных основах), положенных в основу конституционных оснований ограничения прав и свобод человека и гражданина и на собственно конституционных основаниях ограничений свободы массовой информации. Эти две правовые категории логически соотносятся друг с другом как конституционные принципы и нормы конституции.

Согласно А.А. Подмареву, конституционные основы ограничения прав и свобод человека и гражданина - это закрепленные Основным Законом Российской Федерации принципы (императивные нормы общего действия), выражающие в концентрированном юридическом виде концепцию пределов свободы личности в государстве, содержащие общие условия ограничений, предопределяющие содержание конкретных отраслевых ограничений и служащие критерием их конституционности, и обеспечивающие соблюдение необходимого баланса между свободой отдельной личности и интересами общества и государства.

К конституционным основам ограничения прав и свобод человека А.А. Подмарев относит следующие основополагающие начала, заложенные в Конституции Российской Федерации:

а) признание человека, его прав и свобод высшей ценностью и уважение достоинства личности (ст.2 и ч.1 ст.21); б) соответствие ограничений конституционно закрепленным целям (ч.3 ст. 55 и ч.1 ст. 56); в) соразмерность ограничений конституционным целям (ч.3 ст. 55); г) равенство ограничений прав и свобод (ч.2 ст. 19); д) запрет на ограничение прав и свобод по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч.2 ст. 19); е) требование определенной правовой формы закрепления ограничений - исключительно федеральным законом (ч.3 ст.55); ж) соответствие ограничений прав и свобод международным стандартам (ч.4ст.15 и ч.1 ст. 17).

Полагаем, что приведенный перечень конституционных основ ограничения прав и свобод человека должен быть дополнен принципом соответствия ограничений (их смысла, содержания и применения) демократическим принципам Российского государства. Этот принцип основывается на конституционной характеристике Российского государства как демократического (ст.1) и во взаимосвязи с положением о том, что народ Российской Федерации является носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, которую он осуществляет свободно (принцип суверенитета народа - ст. 3), а также другими принципами Конституции Российской Федерации, определяет основы конституционного строя государства и правовые основы системы общественных отношений. В самом деле, именно эффективные гарантии демократического характера государства, в смысле обеспечения как можно более полной реализации народовластия (в отличие от формально демократических государств и правовых режимов), защищают и обеспечивают равные права всех членов общества и справедливый учет интересов всех слоев общества, насколько это возможно в конкретных социальных (экономических, политических и др.) условиях, в деятельности государственных органов. При этом мы не идеализируем демократию как наилучшую форму правления, она обладает и своими определенными существенными недостатками.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456789




Интересное:


Ограничения свободы массовой информации, установленные федеральными законами
Средства массовой информации и коррупция
Средства массовой информации и эволюция формы государства
Понятие «свобода массовой информации»
Анализ конституционных основ свободы массовой информации
Вернуться к списку публикаций