2009-07-09 15:52:18
ГлавнаяМасс-медиа — Конституционные основы правовых ограничений свободы массовой информации



Конституционные основы правовых ограничений свободы массовой информации


Правовые ограничения свободы массовой информации могут реализовываться самими редакциями средств массовой информации, уполномоченными государственными органами, а также органами саморегулирования СМИ.

В законодательстве Российской Федерации не содержится определение понятия «злоупотребление свободой массовой информацией». В Законе о СМИ определение этого понятия не закреплено, но в ст.4 установлен запрет злоупотребления свободой массовой информации с перечислением отдельных форм таких злоупотреблений. При этом из ч.3 ст.4 следует, что приведенный в ней перечень отдельных форм злоупотребления свободой массовой информации не является исчерпывающим, так как этот перечень сведений, запрещенных к распространению в СМИ, заканчивается формулировкой «а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами».

Из статьи 4 следует также, что злоупотреблениями свободой массовой информацией будут считаться только те формы реализации этой свободы, которые запрещены федеральными законами. Если же распространением какой-либо массовой информации причинен вред не противоречащим законам, но не охраняемым ими, интересам граждан, то такое деяние не будет юридически считаться злоупотреблением свободой массовой информации. Такие ситуации происходят, когда имеют место пробелы в законах либо законодатели считают, что установление правовой защиты определенных не противоречащих законам интересов не является необходимой, или же когда внимание законодателей не занимают проблемы правовой защиты некоторых законных интересов граждан.

Как следует из определения правовых ограничений свободы массовой информации, рассмотренного выше, ограничения являются императивными нормами права, т.е. такими, применение которых обязательно для сторон, и субъекты права не вправе воздерживаться от их выполнения, соблюдения. Правовые ограничения могут быть выражены в соответствующих формах, отражающих модальность их регулятивной силы, а именно - в виде запрещающих норм и в виде обязывающих норм.

Правовые ограничения свободы массовой информации установлены в законах, относящихся к различным отраслям права, и, следовательно, могут быть разделены на нормы конституционного, административного, гражданского, уголовного и других отраслей права. Особое значение в системе правовых ограничений свободы массовой информации имеют нормы законов, устанавливающие меры административной и уголовной ответственности за злоупотребления свободой массовой информации. Без этих норм-санкций практически невозможно обеспечить соблюдение большинства обязывающих и запрещающих правомерных ограничений свободы массовой информации. Правовые ограничения свободы массовой информации могут быть установлены в Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах, международных договорах Российской Федерации, федеральных законах.

Для содержательного анализа правовых ограничений целесообразно использовать понятие «объем правового ограничения».

Под объемом конкретного ограничения следует, на наш взгляд, понимать объем действий, которые обязывает выполнить или запрещает выполнять либо от выполнения которых требует воздержаться соответствующая ограничивающая норма, а также объем условий, которые данная норма требует соблюдать. Понятие «объем ограничений» позволяет сравнить два или более ограничения, касающиеся сходных общественных отношений, либо сравнить моделируемые в процессе законотворчества различные варианты предлагаемых проектами ограничений свободы массовой информации. Так можно говорить о больших или меньших, пересекающихся и т.д. объемах ограничения права, заложенных в двух сравниваемых нормах.

Европейский Суд по правам человека при рассмотрении ряда дел выработал следующее требование к форме допустимых ограничений. Правовые ограничения свободы массовой информации должны быть сформулированы с достаточной степенью точности, позволяющей любому лицу, - пользуясь при необходимости разъяснениями специалистов, - предвидеть, в разумной применительно к обстоятельствам степени, последствия, которые может повлечь за собой данное действие, и сообразовывать с ограничением свое поведение. Несоблюдение этого требования может привести к неправовым, произвольным, волюнтаристским решениям при применении недостаточно точно сформулированных ограничений, и, в итоге, - к ущемлению права на свободное распространение массовой информации.

Закрепленные в Конституции РФ основания правовых ограничений свободы массовой информации можно условно подразделить по степени конкретности выражения правовой нормы. - на две группы:

1) основания ограничений свободы массовой информации, выраженные в общей форме в статье 55 (часть 3), в которой закреплены конституционно значимые цели, для защиты которых могут быть установлены ограничения прав и свобод;

2) основания ограничений, выраженные в конкретных формулировках, устанавливающих запрет или ограничения на распространение информации конкретной направленности (или содержания) (часть 1 статьи 23, часть 2 статьи 29). Это нормы, гарантирующие личную и семейную тайну, запрещающие пропаганду или агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду.

Понятно, что конституционные нормы, выраженные в более конкретной форме более эффективны, нежели закрепленные в предельно общей форме, с точки зрения результативности их применения - достижения социальных целей правового регулирования. Но при этом надо учесть, что особая юридическая природа Конституции, не позволяет устанавливать в ней нормы, детально регулирующие все наиболее важные общественные отношения.

Лексические формы, в которых ограничения выражаются в нормативных правовых актах, могут быть прямо указывающими на императивно-ограничительное действие нормы - используются слова «запрещено», «не допускается», «не вправе», «обязан», «наказывается» и т.п., а также могут быть выражены в виде оговорок: «после», «за исключением», «только», «кроме», «но», «при условии» и т.п.

Основаниями для установления в федеральных законах правовых ограничений свободы массовой информации могут являться также соответствующие нормы международных договоров Российской Федерации. При этом должно быть соблюдено требование соответствия ограничений принципам и нормам Конституции Российской Федерации.

Исходя из установленных в нормативных правовых актах оснований ограничения прав и свобод человека и гражданина (ч.3 ст.55 Конституции РФ); международно-правовых оснований ограничения права свободно выражать свое мнение (ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах); перечня видов злоупотреблений свободой массовой информации, запрещенных Законом РФ «О средствах массовой информации» (ст. 4); ограничений свободы массовой информации, установленных другими федеральными законами, и, учитывая структуру Уголовного кодекса Российской Федерации (отраженную в ней классификацию уголовно-правовых ограничений), а также положения Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, ограничения свободы массовой информации могут быть классифицированы по следующим основаниям.

1. По субъектам, права и интересы которых защищаются, ограничения подразделяются на:

- ограничения в целях защиты интересов личности;

- ограничения в целях защиты интересов общества;

- ограничения в целях защиты интересов государства.

2. По объектам защиты ограничения подразделяются на:

- ограничения в целях защиты основ конституционного строя и обеспечения обороны страны и безопасности государства;

- ограничения в целях защиты прав, свобод и законных интересов других лиц;

- ограничения в целях защиты здоровья граждан и общественной нравственности.

К ограничениям в целях защиты основ конституционного строя и обеспечения обороны страны и безопасности государства относятся:

- запрет публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ, ст. 4 Закона о СМИ);

- запрет распространения через СМИ информации, направленной на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства, пропаганды исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной, или расовой принадлежности (ст. 282 УК РФ, ст.ст. 8, 11, 13 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»);

- запрет пропаганды или оправдания терроризма и экстремизма, а также распространения информации, затрудняющей проведение антитеррористической операции (ст. 15 Федерального закона «О борьбе с терроризмом»);

- запрет разглашения государственной тайны (ст.283 УК РФ),

- запрет публичных призывов к развязыванию агрессивной войны (ст. 354 УК РФ);

- ограничения, направленные на предотвращение злоупотреблений правом политических партий на формирование общественного мнения;

- ограничения в сфере предвыборной агитации и деятельности СМИ в период избирательных кампаний в целях обеспечения необходимых условий для свободных демократических выборов органов государственной власти и предотвращения «манипулирования общественным мнением» (ст.ст. 44-56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»);

- ограничения, направленные на обеспечение права граждан на получение достоверной информации о деятельности органов государственной власти и общественных объединений, а также на обеспечение политического плюрализма в сфере СМИ;

- ограничения в целях обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия, например, запрет клеветы в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава, судебного исполнителя (ст. 298 УК РФ);

- ограничения свободы средств массовой информации в условиях чрезвычайного положения путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления, пределов и срока их действия (ст.56 Конституции РФ, ст. 12 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении») и др.

К ограничениям в целях защиты прав, свобод и законных интересов других лиц относятся:

- запрет распространения заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию (ст. 129 УК РФ - «Клевета»); унижения чести и достоинства, выраженное в неприличной форме (ст. 130 УК РФ – «Оскорбление»);

- запрет распространения сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия информация о частной жизни лица (ст. 137 УК РФ - «Нарушение неприкосновенности частной жизни»);

- запрет распространения ненадлежащей рекламы (ст. 182 УК РФ - «Заведомо ложная реклама»);

ограничения на распространение конфиденциальной информации, т.е. документированной информации доступ к которой ограничен в соответствии с законом;

- запрет на незаконное использование объектов авторского или смежных прав (ст. 146 УК РФ).

К ограничениям в целях защиты здоровья граждан и общественной нравственности относятся:

- запрет распространения информации, способствующей вовлечению в немедицинское употребление наркотиков, запрет рекламы алкогольной продукции табачных изделий в электронных СМИ;

- запрет воздействия на подсознание и воздействия на здоровье людей путем распространения в СМИ скрытых вставок (ст. 4 Закона о СМИ);

- запрет распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости (ст. 4 Закона о СМИ);

- запрет незаконного распространения порнографических материалов или предметов (ст.242 УК РФ);

- ограничения в целях защиты детей от информации, пропаганды и агитации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от продукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение (ст. 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»);

Правовые ограничения можно также разделить в зависимости от того, органы какой ветви власти уполномочены применять данное ограничение свободы массовой информации, на:

1) административно-применительные ограничения - к ним относятся правомерные ограничения свободы массовой информации, которые применяются государственными органами исполнительной власти (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, Министерство РФ по антимонопольной политике);

2) судебно-применительные ограничения - к ним относятся правомерные ограничения свободы массовой информации, которые применяются судами;

3) корпоративно-применительные - применяются органами саморегулирования средств массовой информации, образованными самими СМИ. В настоящее время в России такие органы фактически не действуют, все попытки создания органов саморегулирования телевещательного и журналистского сообществ оказались неэффективными.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456789




Интересное:


Анализ конституционных основ свободы массовой информации
Средства массовой информации и эволюция формы государства
Понятие «свобода массовой информации»
Идеологическая деятельность государства: природа и содержание
Ограничения свободы массовой информации, установленные федеральными законами
Вернуться к списку публикаций