2009-07-09 15:52:18
ГлавнаяМасс-медиа — Конституционные основы правовых ограничений свободы массовой информации



Конституционные основы правовых ограничений свободы массовой информации


Рассмотрим существенные признаки правовых ограничений свободы массовой информации, заложенные в формулировках правовых оснований таких ограничений.

В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Конституционный Суд РФ рассматривает это предписание в качестве принципа «соразмерного конституционно значимым целям ограничения прав и свобод».

В соответствии со статьей 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод ограничения свободы массовой информации должны удовлетворять требованию их необходимости в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения общественных беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

Требование, чтобы ограничения свободы информации не противоречили демократическому характеру государства, следует также из части 1 статьи 15 и части 2 статьи 16 Конституции Российской Федерации, согласно которым основам конституционного строя (т.е. положениям статей 1-16, в числе которых норма о том, что Россия - демократическое государство с республиканской формой правления) не могут противоречить никакие другие положения Конституции РФ и иных правовых актов. Следовательно, ограничения свободы массовой информации, устанавливаемые федеральными законами, не должны противоречить демократическим принципам Российского государства. Демократические принципы формирования и деятельности Российского государства, объективированные в нормах законодательства и правовых институтах, составляют правовую основу Российской Федерации как демократического государства. При этом важно подчеркнуть, что как и правовая система России в целом, система демократических принципов, лежащих в ее основе, развивается в течении времени, что находит свое отражение, прежде всего, в российском законодательстве.

Учитывая вышесказанное, полагаем, что, правовые ограничения свободы массовой информации должны удовлетворять следующим требованиям - условиям правомерности:

1) должны быть приняты в определенной Конституцией правовой форме, а именно, - установлены федеральным законом:

2) должны являться конституционно обоснованными, т.е. установленными только в целях, указанных в ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации, в числе которых необходимость защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

3) являться соразмерными конституционно значимым целям и соответствующим угрозам, которым подвергаются защищаемые законом права и интересы;

4) соответствовать демократическим принципам Российского государства и политической системы в целом;

5) сформулированы с достаточной степенью определенности (ясности и точности), позволяющей: (1) однозначно установить и понять их смысл, пользуясь при необходимости разъяснениями специалистов; (2) спрогнозировать с достаточной степенью ясности неблагоприятные юридические последствия, которые может повлечь за собой нарушение (несоблюдение, неисполнение) ограничения; и (3) сообразовывать с ограничением свои действия;

6) не противоречить международным договорам Российской Федерации.

Требование соразмерности какого-либо конкретного ограничения свободы массовой информации угрозе (возможного вреда) конституционно защищаемым объектам, которую может вызвать осуществление неограниченной свободы и на «нейтрализацию» которой ограничение направлено, означает, что правомерное ограничение: 1) не должно умалять основное содержание, сущность данной свободы; 2) не должно вести к ограничению других прав и защищаемых законом интересов, на которые оно не было направленно и которые не связаны с запрещаемой (ограничиваемой) деятельностью; 3) не должно ставиться в зависимость от произвольного решения правоприменителя, допуская тем самым неправомерную деятельность уполномоченных государственных органов.

Как отмечает И.А. Ледях, требование соразмерности или запрета чрезмерных ограничений прав и свобод означает необходимость выяснения, действительно ли опасность для конституционного строя и правопорядка настолько велика и реальна, что законодатель обязан установить правовые нормы, ограничивающие права и свободы человека, и соразмерны ли ограничения возникшей угрозе.

Например, ограничивая в период избирательной кампании круг лиц, имеющих право вести предвыборную агитацию через СМИ, нельзя лишать журналистов права информировать общество через СМИ о кандидатах, политических партиях, внутриполитических событиях в стране, имеющих особую общественную значимость, в которых кандидаты и избирательные объединения были участниками. Но при этом такие материалы должны быть сбалансированными, не выражать предпочтение кому-либо из кандидатов или избирательных объединений, т.е. не должны обладать признаками предвыборной агитации и являться такой агитацией.

Требование соразмерности ограничений свободы массовой информации влечет обязательность установления в законах четких обоснованных пределов соответствующих ограничений. Об этом, например, сказано, применительно к ограничениям прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения, в ч.1 ст.56 Конституции Российской Федерации: «в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя <...> могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока действия».

Иными словами, при установлении правовых ограничений свободы массовой информации возникает задача законодательно обеспечить недопущение злоупотреблений самими правовыми ограничениями свободой массовой информации.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456789




Интересное:


Анализ конституционных основ свободы массовой информации
Радиореклама как фактор формирования современного стиля жизни
Средства массовой информации и эволюция формы государства
Идеологическая деятельность государства: природа и содержание
Понятие «свобода массовой информации»
Вернуться к списку публикаций