2009-07-09 15:52:18
ГлавнаяМасс-медиа — Конституционные основы правовых ограничений свободы массовой информации



Конституционные основы правовых ограничений свободы массовой информации


Понятие «правовые ограничения свободы массовой информации»

Слово «ограничение», как толкуется в словарях, означает грань, предел, рубеж; удержание в известных рамках, границах; правило, ограничивающее какие-либо права, действия; стеснение определенными условиями; лимитирование сферы деятельности, сужение возможностей и т.п.

Ограничения используются в области социального управления одновременно с возникновением самого управления в сообществах людей. Историки и антропологи доказали, что уже во времена первобытнообщинного строя существовала система нормативного регулирования поведения людей в виде обычаев, ориентированная, прежде всего на ограничения, и направленная на обеспечение жизни сообщества и его членов.

Как пишет С.С. Алексеев, «назначение права заключается не в том, чтобы «предписывать» поведение людей (как это происходит при запретительно-предписывающем регулировании), а главным образом в том, чтобы устанавливать и обеспечивать границы поведения, которое строится на началах свободы и самостоятельности субъектов общественных отношений».

Согласно А.В. Малько, правовое ограничение - это правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите некоторых ценностей; это установленные в праве границы, в пределах которых субъекты должны действовать; это исключение определенных возможностей в деятельности лиц.

Правовые ограничения, наряду с правовыми стимулами, являются основными средствами правового регулирования, применяемыми во всех отраслях законодательства.

Согласно мнениям ученых юридические обязанности выступают одной из форм правовых ограничений.

Ограничение, - пишет С.С. Алексеев, - это вопрос не о способах, а об объеме регулирования, о границах имеющихся у лиц прав, которые характеризуют результат юридического регулирования. Достигается же такой результат <...> путем сужения дозволений, новых запрещений, дополнительных позитивных обязываний.

Согласно А.А. Подмареву, ограничения прав (свобод) - это установленные законодательством пределы (границы) реализации (осуществления) человеком (гражданином) прав (свобод), выражающиеся в запретах, вторжениях, обязанностях, ответственности, существование которых детерминировано (предопределено) необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей, и назначением которых является обеспечение необходимого баланса между интересами личности, общества и государства.

Правовые ограничения в конституционном законодательстве выступают специфическим индикатором, позволяющим определить степень свободы и защищенности личности, соблюдения баланса интересов личности, общества и государства.

Учитывая вышесказанное, под правовыми ограничениями каких-либо прав и свобод (субъекта), на наш взгляд, обоснованно понимать правовые нормы, непосредственным результатом которых является уменьшение правовых возможностей (объема прав) самостоятельного свободного (по своему усмотрению) совершения субъектом действий (или воздержания от них) по осуществлению соответствующих прав и свобод.

Подчеркнем, что понятия «правовое ограничение» и «ограничение права» здесь рассматриваются как тождественные со значением «ограничение права правовыми средствами». В законодательстве РФ понятие «правовые ограничения» используется в основном как обобщающее языковое средство, как родовое понятие, охватывающее своим смыслом различные правовые сдерживающие (действия субъектов) инструменты: обязанности, запреты и т.д.

Таким образом, ограничения, выраженные в правовых нормах, в зависимости от своего содержания, могут быть представлены как в виде запрещающих норм, так и в виде обязывающих норм.

Из приведенных определений следует, что установленные законами правовые ограничения могут оказаться и не соответствующими Конституции РФ, т.е. противоречащими ее нормам, вследствие чего, они будут считаться юридически недействительными. Это подтверждает и практика Конституционного Суда Российской Федерации, который уже признал неконституционными некоторые ограничения прав и свобод граждан, установленные федеральными законами. Также, теоретически возможна ситуация, когда ограничение субъективного права конкретного лица, примененное на основании закона, впоследствии будет признано Европейским Судом по правам человека не соответствующим Конвенции о защите прав человека и основных свобод, что будет означать неправомерность такого действия соответствующего государственного органа и, возможно, -неправомерность соответствующего установленного законом ограничения.

Однако, принимая во внимание принцип презумпции конституционности нормы закона, правовое ограничение, установленное федеральным законом, следует считать соответствующим Конституции Российской Федерации до тех пор, пока это ограничение не будет признано Конституционным Судом РФ не соответствующим Конституции Российской Федерации.

Исходя из того, что в правовой системе Российской Федерации ее Конституция имеет высшую юридическую силу, для соответствия конкретного ограничения требованиям правовой системы Российской Федерации необходимо, чтобы это ограничение соответствовало прежде всего Конституции Российской Федерации.

На основе проведенного анализа сформулируем искомое определение.

Правовые ограничения свободы массовой информации – это установленные законодательством, соответствующие Конституции Российской Федерации, пределы (границы) осуществления лицом прав свободно искать, получать, передавать, производить и распространять массовую информацию, выраженные в запретах, обязанностях, мерах ответственности, существование которых предопределено необходимостью защиты конституционно признанных ценностей и обеспечения баланса между интересами личности, общества и государства.

Главной целью правовых ограничений является обеспечение упорядочения реализации интересов субъектов правоотношений, защита определенных общественных отношений путем сдерживания реализации отдельных интересов других лиц.

Как подчеркивает В.С. Нерсесянц, «права и обязанности сторон отношения (по своему регулятивному значению, объему и т.д.) должны быть согласованы между собой таким образом, чтобы правам и обязанностям одной стороны точно соответствовали (корреспондировали) обязанности и права другой стороны. Такая взаимная корреспонденция прав и обязанностей является непременным требованием правовой регуляции общественных отношений». Эта общая правовая закономерность проявляется и в том, что конституционные права граждан в сфере массовой информации должны корреспондироваться с соответствующими обязанностями средств массовой информации и другими правовыми ограничениями свободы массовой информации. Так пунктом 2 статьи 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод установлено, что осуществление права распространять информацию налагает на этого же субъекта обязанности и ответственность, то есть, согласно Конвенции, ограничения этого права свободно распространять информацию являются необходимыми, а не только возможными.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456789




Интересное:


Средства массовой информации и коррупция
Свобода массовой информации в Российской Федерации
Радиореклама как фактор формирования современного стиля жизни
Ограничения свободы массовой информации, установленные федеральными законами
Средства массовой информации и российская государственность
Вернуться к списку публикаций