2009-07-09 15:51:18
ГлавнаяМасс-медиа — Анализ конституционных основ свободы массовой информации



Анализ конституционных основ свободы массовой информации


По мнению Председателя Конституционного Суда РФ М.В. Баглая, Конституция Российской Федерации не раскрывает в необходимой степени содержание свободы массовой информации. Многие из конституционных прав и свобод как бы «списаны» с соответствующих статей Международного пакта о гражданских и политических правах, что, однако, не должно было помешать их более углубленной конституционной регламентации. При этом авторы Конституции не использовали структуру изложения этих свобод и их ограничений, примененную в указанном Пакте.

Отметим некоторые возможные варианты существенного, на наш взгляд, совершенствования системы конституционных основ свободы массовой информации.

В статье 42 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Очевидно, что конституционное закрепление этого права вызвано прямой зависимостью жизни людей от состояния окружающей среды и бесспорной угрозой жизни людей в случаях загрязнения окружающей среды. В этой связи обоснованным представляется вопрос: какое значение для осуществления прав и свобод граждан, демократического функционирования государства и развития общества имеет право граждан на своевременное получение через СМИ достоверной информации о деятельности органов государственной власти и политических партий? На наш взгляд, это право граждан является жизненно важным для демократического развития российского общества, совершенствования самой модели демократии, положенной в основу конституционного строя Российской Федерации, а установление эффективных правовых гарантий данного права - это важнейшая задача государственного строительства. Несмотря на то, что это право было закреплено в статье 38 Закона о СМИ, оно не было прогарантировано в необходимой мере соответствующими обязанностями средств массовой информации (подробнее об этом - в параграфе 2.1). Основной правовой причиной этого, на наш взгляд, является отсутствие закрепления этого права в Конституции Российской Федерации. При этом надо отметить, что законодательство закрепило формулировку «конституционное право граждан на получение своевременной и объективной информации» (ст.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. «Об экономической поддержке районных (городских) газет»), несмотря на то, что подобная правовая норма в Конституции РФ отсутствует. Учитывая существенное конституционное значение информированности граждан для осуществления принадлежащих им прав и свобод, было бы обоснованным закрепить в Конституции Российской Федерации право граждан на своевременное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, политических партий, их должностных лиц.

В статье 13 Конституции РФ установлены отдельные гарантии идеологического и политического многообразия и многопартийности в Российской Федерации. Однако практика показала, что данные конституционные гарантии оказались неэффективными в сфере массовой информации, так как эти гарантии по причине их краткости не способствовали установлению в федеральных законах равных условий доступа политических партий к СМИ. Кроме того, конституционные гарантии идеологического и политического многообразия оказалось в сфере деятельности СМИ фактически бездействующими и по институциональным причинам, таким, как отсутствие общественных средств массовой информации, которые были бы в равной степени независимы от Президента РФ, законодательных и исполнительных органов государственной власти. В настоящее время единственная государственная телерадиокомпания - ВГТРК является в большей степени президентской (по порядку назначения руководства и управления), нежели общегосударственной, тем более - общественной. В этой связи, полагаем, что было бы обоснованным установление в Конституции Российской Федерации такой гарантии идеологического и политического многообразия как закрепление нормы об общественном телерадиовещании.

Отметим также, что в правовой системе Российской Федерации наряду с понятием свободы массовой информации, закрепленным в законе, имеется более широкое по объему понятие «свобода выражения мнения» и соответствующая свобода, закрепленная в форме status negativus в ч.3 ст. 29 Конституции РФ («Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них»), а также в ст. 10 «Свобода выражения мнения» Конвенции о защите прав человека и основных свобод (от 4 ноября 1950 года).

Согласно части 1 статьи 10 указанного договора каждый имеет право свободно выражать свое мнение, это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. В ч. 2 ст. 10 установлено, что осуществление указанных свобод, налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или для обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

Аналогичные права и свободы установлены в статье 19 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. (вступившем в силу для СССР 23 марта 1976 г.). Согласно статье 19 этого договора каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений, право на свободное выражение своего мнения; включающее свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения или иными способами по своему выбору. В статье 19 установлено, что пользование предусмотренными в ней правами налагает особые обязанности и особую ответственность и может быть сопряжено с некоторыми ограничениями, которые должны быть установлены законом и являться необходимыми для уважения прав и репутации других лиц, охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения. Сравнение норм Конституции и указанных норм международных договоров показывает, что последние соответствуют Основному Закону Российской Федерации.

Из статьи 10 Конвенции и статьи 19 Международного пакта видно, что свобода выражения мнения включает свободу распространять любую информацию, в том числе - массовую. Следовательно, на правоотношения по осуществлению свободы массовой информации распространяется в полном объеме действие п.2 ст. 10 Конвенции и п. 3 ст. 19 Международного пакта.

Свобода массовой информации - это коренной вопрос демократии, поскольку без свободы массовой информации нет ни гражданского общества, ни правового государства.

Информированность общества - необходимое условие его экономического, политического и культурного прогресса. Ответственная роль средств массовой информации и опасность злоупотреблений свободой массовой информации заставляют демократические государства определять правовое положение СМИ и регулировать порядок их деятельности.

Анализ законодательства Российской Федерации показывает, что:

1. Определение понятия свободы массовой информации, закрепленное в Законе РФ «О средствах массовой информации», является односторонним и не отражает в должной мере конституционно обоснованную необходимость соблюдения баланса интересов личности, общества и государства. В этой связи предлагается определение: свобода массовой информации - это комплекс прав, включающий права свободно искать, получать, передавать, производить и распространять массовую информацию любым законным способом, осуществление которых связано с ограничениями, установленными в соответствии с Конституцией Российской Федерации в той мере, в которой это необходимо для защиты прав и законных интересов других лиц, а также в иных конституционно обоснованных целях ограничений.

2. Регламентация осуществления свободы массовой информации (ее правовых основ) в Конституции Российской Федерации 1993 г. является недостаточной, т.к. в ней, в частности, не закреплено право граждан на своевременное получение через СМИ достоверной информации о деятельности государственных органов и общественных объединений, которое имеет фундаментальное значение для демократического развития российского общества и государства. Отсутствие закрепления этого права в Конституции явилось одной из причин установления в федеральных законах неэффективных механизмов его обеспечения.

3. Использованная в Конституции Российской Федерации 1993 г. модель раздельного закрепления - в разных статьях - свободы массовой информации (ст. 29) и оснований ее возможных ограничений (ч.3 ст.55 и др.) не является оптимальной и обладает рядом недостатков. Указанная модель способствует интерпретации свободы массовой информации в качестве обоснования сведения законных ограничений этой свободы лишь к наименьшим из возможных, недостаточным ограничениям, без учета необходимости обеспечения баланса интересов граждан, общества, государства, с одной стороны, и интересов владельцев и сотрудников СМИ, - с другой стороны. В этом отношении модель закрепления в одной статье свободы распространения информации и оснований ее возможных ограничений, использованная в Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Международном пакте о гражданских и политических правах, имеет преимущества по сравнению с моделью, примененной в Конституции Российской Федерации 1993 г.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Средства массовой информации и российская государственность
Понятие «свобода массовой информации»
Радиореклама как фактор формирования современного стиля жизни
Анализ конституционных основ свободы массовой информации
Средства массовой информации и эволюция формы государства
Вернуться к списку публикаций