2009-07-09 15:51:18
ГлавнаяМасс-медиа — Анализ конституционных основ свободы массовой информации



Анализ конституционных основ свободы массовой информации


Под конституционными основами свободы массовой информации следует, на наш взгляд, понимать нормы Конституции Российской Федерации, регулирующие обращение массовой информации, в т.ч. устанавливающие гарантии осуществления этой свободы, а также иные требования, обязательные для соблюдения при распространении информации среди неограниченного круга лиц через средства массовой информации.

При рассмотрении конституционных основ свободы массовой информации необходимо учитывать системность категорий конституционного права - т.е. свойство категорий конституционного права, согласно которому они находятся в системной взаимосвязи, образующей определенную целостность, которая обладает собственными свойствами, не сводимыми к сумме свойств элементов системы (ее отдельно рассматриваемых категорий).

Как показал в своей монографии д.ю.н. А.С. Автономов, при конституционно-правовом исследовании важно разделять категории конституционного права (конституционно-правовые категории) и конституционно-правовые понятия, так как они, обладая сущностными различиями, являются разными с методологической точки зрения инструментами познания конституционно-правовых объектов (в т.ч. явлений и процессов). Под категорией А.С. Автономов понимает совокупность мыслей, отражающих в обобщенном виде некоторый способ существования в постоянном взаимодействии и развитии явлений бытия, что дает возможность познания движения таких явлений.

Как пишет А.С. Автономов, «категории не сводимы к понятиям: и те и другие служат инструментами познания, но функции их различны. В понятиях, в отличие от категорий, раскрывается некоторое содержание, дающее знание не только о внешних особенностях объекта, но и о внутренних закономерностях его существования. Категория, же, будучи нацеленной на организацию процесса познания, на выделение одного из узловых моментов этого процесса, выявляет законы существования обширной области действительности через раскрытие сущности объекта в его движении и, что обязательно, во взаимодействии с другими явлениями, составляющими некоторую целостность. Поэтому понятие - самодостаточно, хотя и может рассматриваться как элемент системы понятий, но не в этом проявляется его сущность. Категория же всегда является частью системы категорий, и даже в каждой взятой отдельно от системы категории запечатлены свойства соответствующей системы. <...> Один и тот же термин может выступать и в роли категории и в роли понятия. В то же время необходимо помнить, что в основе каждого понятия находится группа взаимосвязанных категорий, а содержательная интерпретация понятия означает выявление его категориальной структуры».

Из вышеприведенного определения категории можно вывести определение категории конституционного права, под которой, на наш взгляд, обоснованно понимать совокупность идей, отражающих в обобщенном виде некоторый способ существования в постоянном взаимодействии и развитии конституционно-правовых явлений бытия, что дает возможность познания движения таких явлений.

Вышеизложенный методологический подход, на мой взгляд, является обоснованным, поэтому он будет применен далее.

Категориальную структуру понятия «свобода массовой информации» составляют, на наш взгляд, категории «свобода» (человека), «информация» и «демократия». Значения категорий конституционного права «свобода» и «демократия» сущностным образом отражаются на смысле понятия «свобода массовой информации» и значении соответствующих правовых норм. Это следует из взаимосвязи самих явлений, отражаемых в этих понятиях. Как пишет М.В. Баглай, «у свободы слова общая судьба с демократией: когда уничтожают одну, то кончается и другая». Конституционно-правовая природа понятия «свобода слова» обуславливает то, что соответствующая ей правовая норма «свобода слова» (свобода выражения мнений) (ч.1 ст.29 Конституции РФ) является, на наш взгляд, системообразующим элементом системы конституционных основ свободы массовой информации и более широкой (по элементному составу) системы конституционно-правовых основ рассматриваемой свободы.

Из системности категорий конституционного права, исследованной А.С.Автономовым3, следуют выводы, имеющие большое значение для понимания системы конституционных основ свободы массовой информации:

1. В силу системного принципа множественности описания систем для системы конституционных основ свободы массовой информации возможно построение бесконечного множества описаний (моделей), каждый из которых отражает один или несколько ее аспектов. Эта множественность описаний обусловлена также тем, что такие основополагающие для понятия «свобода массовой информации» категории как демократия и свобода имеют множество различных доктринальных интерпретаций, отражаемых в многочисленных теориях, концепциях и моделях демократии. Вследствие этого, представляется научно необоснованным отстаивать истинность и «работоспособность» для любых условий лишь одного, единственного описания (модели) системы конституционных основ свободы массовой информации.

2. Система конституционных основ свободы массовой информации является открытой системой, т.е. находится во взаимодействии, как с другими нормами Конституции Российской Федерации, так и российской правовой системой в целом. Кроме того, на эту систему (определение ее свойств, толкование значений ее элементов) оказывают воздействие категории, понятия и идеи других наук и отраслей права. Однако неизбежная при этом относительная неопределенность конституционно-правового смысла понятий указанной системы, являющаяся следствием ее открытости и множественности описаний (концепций, отражающих различные научные, идеологические и др. установки), уменьшается в процессе постепенной законодательной конкретизации и толкования Конституционным Судом Российской Федерации соответствующих конституционно-правовых норм, связанных со свободой информации и свободой слова.

3. Система конституционных основ свободы массовой информации несет в себе свойства всей системы конституционных норм - т.е. Конституции РФ в целом, - такие фундаментальные системные свойства как сложность и инерционность. В этом проявляется фрактальность, т.е. запечатленность в элементах системы конституционных норм (в том числе, в понятии «свобода массовой информации») свойств, присущих данной системе в целом. Проявлением сложности системы конституционных основ свободы массовой информации является ее противоречивость, которая дает импульс развитию этой системы, в том числе через деятельность Конституционного Суда РФ по толкованию соответствующих норм и принципов Конституции Российской Федерации.

4. В силу сложности системы категорий конституционного права процессы и состояния в этой системе носят вероятностный характер, иначе говоря, обнаруживается такое свойство как стохастичность. Это проявляется в том, что некоторые отклонения от общей тенденции развития системы конституционных основ свободы массовой информации представляют собой тупиковые ходы в ее развитии. Но при этом одновременно проявляется свойство альтернативности вариантов развития рассматриваемой системы. Это системное свойство очень отчетливо проявляется в процессе совершенствования законодательства, регулирующего деятельность СМИ. Многочисленные проекты федеральных законов, отклоненные при их рассмотрении парламентом, либо федеральные законы, принятые парламентом, но отклоненные Президентом РФ, представляют собой варианты развития системы законодательства. Осуществление конкретного варианта зависит от взаимодействия многих факторов в диалектическом переплетении закономерного и случайного.

В настоящее время система законодательства, регулирующего деятельность СМИ, на наш взгляд, находится в состоянии неустойчивого равновесия, ее развитие может пойти разными путями, а при определенном стечении обстоятельств реализованной может оказаться и альтернатива со сравнительно низкой степенью вероятности (принятие определенного законопроекта или отдельных поправок).

В Конституции Российской Федерации 1993 г. закреплены следующие нормы - конституционные основы свободы массовой информации, регулирующие обращение массовой информации и устанавливающие гарантии этой свободы.

1. Ст.29 - свобода мысли и слова (ч.1), свобода информации (ч.4), свобода массовой информации (ч.5), запрет распространения «экстремистских» материалов (ч.2), запрет принуждения к выражению мнений (ч.3);

2. Ст.1 (ч.1) - демократический характер Российского государства;

3. Ст.2 - признание высшей ценности человека, его прав и свобод;

4. Ст. 8 - гарантии свободы экономической деятельности и защиты частной собственности (ст.35), являющихся экономическими основами деятельности негосударственных СМИ;

5. Ст. 13 (ч.1-3)- гарантии идеологического и политического многообразия (плюрализма);

6. Ст. 15 (ч.4) - приоритет норм международных договоров России перед нормами федеральных законов;

7. Ст. 17 (ч.3) - недопустимость нарушений прав и свобод других лиц при осуществлении прав и свобод человека;

8. Ст.21 (ч.1) - гарантии охраны государством достоинства личности;

9. Ст.23 - право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени;

10. Ст.24 - ограничения на обращение информации о частной жизни лица;

11. Ст.41 (ч.3) - недопустимость сокрытия должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей;

12. Ст.42 - право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды;

13. Ст.44 (ч.1) - гарантии свободы творчества, охраны интеллектуальной собственности;

14. Ст. 55 - запрет издания законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (ч.2), возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом в установленных в Конституции РФ целях (ч.3);

15. Ст.56 (ч.1) - возможность установления ограничений отдельных прав и свобод в условиях чрезвычайного положения;

16. Ст. 71 (п. «и») - закрепление федеральной информации в числе предметов ведения Российской Федерации;

17. Ст. 100 (ч.2) - открытость заседаний палат Федерального Собрания Российской Федерации.

Рассмотрим указанные конституционные основы свободы массовой информации подробнее.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Ограничения свободы массовой информации, установленные федеральными законами
Средства массовой информации и коррупция
Понятие «свобода массовой информации»
Идеологическая деятельность государства: природа и содержание
Анализ конституционных основ свободы массовой информации
Вернуться к списку публикаций