2009-07-09 15:50:18
ГлавнаяМасс-медиа — Понятие «свобода массовой информации»



Понятие «свобода массовой информации»


Согласно А.А.Малиновскому, свобода массовой информации - это «возможность беспрепятственно (без ограничений) распространять средствами массовой информации при помощи специальных технических систем и устройств сведения, адекватно отражающие процессы общественного бытия, предназначенные для неограниченного круга лиц». А.А.Малиновский обосновывает это определение концепцией объективно информированной общественности, являющейся, по его мнению, теоретической основой свободы массовой информации. Он также отождествляет свободу массовой информации с правом на свободное распространение массовой информации, что, на наш взгляд, логически не верно, так как при этом упускаются право свободно получать, передавать и производить массовую информацию. Кроме того, не обоснованно, на наш взгляд, закреплять в качестве обязательного признака свободы массовой информации ее объективность (адекватное отражение процессов общественного бытия), поскольку значительная часть разнообразной продукции СМИ не является информированием аудитории о фактах и событиях общественного бытия, которые могут быть верифицированы, т.е. проверены на их соответствие (адекватность) действительности.

Обобщая и объединяя выявленные выше существенные признаки свободы массовой информации, получаем следующее определение.

Свобода массовой информации - это комплекс прав, включающий права свободно искать, получать, передавать, производить и распространять массовую информацию любым законным способом, осуществление которых связано с ограничениями, установленными в соответствии с Конституцией Российской Федерации в той мере, в которой это необходимо для защиты прав и законных интересов других лиц, а также в иных конституционно обоснованных целях ограничений.

Обратим внимание, что в этом, предложенном нами, определении закреплен признак необходимости правовых ограничений свободы массовой информации (слово «связано»), в отличие от определений, в которых лишь указывается на возможность таких ограничений. Эта императивная необходимость установления правовых границ свободы массовой информации логически обосновывается конституционным принципом высшей ценности человека, его прав и свобод, которые невозможно защитить без установления государством адекватных мер защиты, являющихся, по своей юридической природе, ограничениями прав (свобод) других лиц.

Рассмотрим также понятие «средство массовой информации», так как, во-первых, средства массовой информации выступают средством, инструментом реализации свободы массовой информации, а во-вторых, указанное понятие используется во многих правовых нормах, регулирующих распространение массовой информации.

Под средством массовой информации в Законе РФ «О средствах массовой информации» (ст. 2) понимается периодическое печатное издание, радио- теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации (т.е. сообщений и материалов, предназначенных для неограниченного круга лиц). При этом периодическим распространением считается распространение не реже 1 раза в год.

В обыденном общении словосочетание «средство массовой информации» чаще всего используется в следующих значениях:

1) как общее обозначение организаций, осуществляющих телевещание и радиовещание (телекомпаний, радиокомпаний), а также выпускающих периодические печатные издания, - т.е. обозначение субъектов правоотношений, а не объектов;

2) как обозначение телевидения, радио, газет и журналов как источников получения информации или способа распространения массовой информации.

Такие значения понятия «средство массовой информации» не соответствуют его легальному определению. Впрочем, в самом Законе о СМИ это понятие используется тоже в двух значениях: то в легальном значении, то в первом из вышеуказанных обыденных значений (например, в статьях 5, 18, 19 и др. использованы формулировки «деятельность средств массовой информации»). Кроме того, в ряде федеральных законов понятие «средство массовой информации» также используется как обобщающее обозначение организаций, осуществляющих распространение массовой информации (например, в Федеральных законах «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», «О противодействии экстремистской деятельности»).

В настоящем исследовании понятие «средство массовой информации» используется как в легальном его значении - форма периодического распространения массовой информации, так и в качестве обозначения организации, производящей соответствующую продукцию (теле-, радиопрограммы, газеты и т.д.), - в зависимости от контекста.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Средства массовой информации и российская государственность
Конституционные основы правовых ограничений свободы массовой информации
Место и роль СМИ в становлении и развитии гражданского общества
Ограничения свободы массовой информации, установленные федеральными законами
Идеологическая деятельность государства: природа и содержание
Вернуться к списку публикаций