2009-07-09 15:50:18
ГлавнаяМасс-медиа — Понятие «свобода массовой информации»



Понятие «свобода массовой информации»


Получить определение понятия свобода массовой информации, объемлющее все его существенные признаки, можно путем системного толкования норм Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» (статьи 1 и 4), Конституции Российской Федерации (части 2, 4, 5 статьи 29 и др.), Конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 10), Международного пакта о гражданских и политических правах (статья 19), касающихся свободы массовой информации, выявления признаков этого понятия и их последующего синтеза в определение этого понятия.

С этой целью рассмотрим существенные юридические признаки понятия «свобода массовой информации», которые содержатся в положениях законодательства либо прямо следуют из них.

Закрепленный в статье 1 Закона о СМИ комплекс прав, входящих в объем понятия свободы массовой информации, можно разделить, исходя из их содержания, на три групп прав:

1-ая группа - включает права, непосредственно обеспечивающие обретение (поиск, получение и производство) и распространение массовой информации;

2-ая группа - права, связанные с организационным обеспечением создания и деятельности средств массовой информации (право свободно учреждать, владеть, пользоваться и распоряжаться средствами массовой информации);

3-я группа - права, обеспечивающие материально-технические условия деятельности средств массовой информации.

Легко увидеть, что права, входящие во вторую и третью группы, являются правами, обеспечивающими условия реализации первой группы прав. При этом вторая группа прав составляет свободу средств массовой информации, включающую свободу деятельности СМИ по распространению информации, без обеспечения чего свобода массовой информации невозможна. А третья группа прав не относится к правовому институту свободы массовой информации и регулируется не законодательством о СМИ, а гражданским законодательством и законодательством о связи.

Мы видим, что перечень прав, закрепленных в статье 1 Закона о СМИ, в качестве определения свободы массовой информации, с одной стороны, значительно шире объема собственно понятия свободы массовой информации, а с другой стороны, упускает ее важные признаки (например, границы или основания ограничений этой свободы). То есть, положение о свободе массовой информации, приведенное в статье 1 Закона о СМИ, с точки зрения юридической логики, не является логически и, следовательно, - юридически корректным определением понятия свободы массовой информации.

Сущностным признаком понятия «свобода массовой информации» обоснованно считать выраженный словом «свобода» главный признак этого понятия, характеризующий гарантию - обязанность государства обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации правовые условия свободной реализации прав на поиск, получение, передачу, производство и распространение массовой информации. Слово «свобода», в данном контексте, означает незаконность и недействительность каких-либо ограничений прав на поиск, получение, передачу, производство и распространение массовой информации сверх установленных федеральными законами. «Свободы - это такие основные права, которые защищают свободу человека формировать собственные убеждения, публично выражать их, вести частную и семейную жизнь без принуждения и посягательства со стороны государства и действовать сообразно собственным решениям», - пишет Ю.И. Лейбо.

По мнению В.А. Четвернина, свобода выражения мнения, свобода получать и распространять информацию описываются, прежде всего, понятием status negativus, поскольку это - свободы от государственного и частного вмешательства, а как политические свободы они описываются понятием status activus, поскольку используются как средство для участия человека в процессе активной реализации своих прав в разных сферах общественных отношений, в т.ч. при участии в формировании и осуществлении государственной власти. Как отмечает известный правовед, бывший член Конституционного Совета Франции, Ф. Люшер, «свободу следует понимать как право делать все, что не запрещает закон, положения которого, в частности, соответствуют Конституции».

Для выработки определения понятия «свобода массовой информации» важно выяснить допустимые правовые пределы осуществления этой свободы. Эти пределы обусловлены главным образом необходимостью предотвращения злоупотреблений свободой массовой информации, отдельные формы которых закреплены в нормах законодательства.

В статье 4 Закона о СМИ установлен запрет злоупотребления свободой массовой информации и дан открытый (неисчерпывающий) перечень форм злоупотреблений этой свободой. Эти положения Закона о СМИ в системе с конституционными запретами на пропаганду и агитацию определенной направленности и основаниями ограничения прав и свобод человека и гражданина (ч.2. ст. 29 и ч.3. ст. 55 Конституции РФ), а также нормами статьи 10 указанной Конвенции и ст. 19 Международного пакта, очерчивают легальные границы свободы массовой информации.

Таким образом, выявлены следующие существенные признаки свободы массовой информации, устанавливающие гарантии ее осуществления, соответствующего ее социальной природе и предназначению:

- гарантия свободного, т.е. без вмешательства со стороны каких-либо лиц (включая граждан, частные организации и государственные органы), осуществления прав на получение, передачу, производство и распространение информации;

- наличие пределов свободы массовой информации - т.е. ограничений, установленных законом, и необходимых для защиты прав и законных интересов граждан, интересов общества и государства.

Эти два признака составляют неразрывное диалектическое единство и отражают направленность правового регулирования на обеспечение баланса интересов личности, общества и государства в сфере массовой информации.

Важность конкретизации в законодательстве гарантий свободы массовой информации, понимаемых как необходимые условия сбалансированной реализации этой свободы, продиктовано необходимостью предотвращения неизбежных, как показывает практика, негативных последствий реализации одностороннего подхода, при котором превалирующее законодательное обеспечение получает либо практически неограниченная свобода, либо установка на чрезмерную регламентацию реализации права на свободное распространение массовой информации.

Если законодатель придерживается (в устанавливаемых им нормах закона) одного из двух указанных крайних подходов, то либо создаются широкие законодательные предпосылки для злоупотреблений свободой массовой информации, либо формируется законодательство, не защищающее в необходимой мере эту свободу, что ведет к многочисленным ее ущемлениям на практике и ущербу общественным интересам, например, в СМИ исчезают материалы, в которых расследуется или критикуется деятельность должностных лиц государства и его органов.

По разному определяется свобода массовой информации в научных исследованиях. Так, в своем диссертационном исследовании Г.А. Алхутова определяет свободу массовой информации как «возможность беспрепятственно распространять средствами массовой информации в адаптированной для восприятия форме сведения, отражающие реальные события и предназначенные для неопределенного круга лиц». На наш взгляд данное определение обладает рядом недостатков. Во-первых, сужение объема понятия «свобода массовой информации» до права лишь распространять через СМИ некоторую информацию (исключая из объема этого понятия права производить, получать, передавать массовую информацию) не соответствует значению этого термина, используемому в российском законодательстве, практике и юридической науке. Во-вторых, указание в определении свободы массовой информации такого неясного по смыслу и спорного по своей сути обязательного признака как адаптированная для восприятия форма распространяемых сведений, вызывает вопросы: каковы критерии адаптированности распространяемых через СМИ сведений (?); в чем смысл указания этого признака? В-третьих, указание в определении, что сведения, возможность распространения которых характеризует свободу массовой информации, должны отражать реальные события, не только необоснованно вводит признак, смысл которого никак не определен, но и исключает из всего объема реально распространяемой через СМИ информации значительный объем информации, содержание которой не может быть соотнесено с реальными событиями (например, развлекательные программы и др.).



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


СМИ и массовое политико-правовое сознание: взаимовлияние и взаимозависимость
Масс-медиа - информационная основа политической системы общества
Радиореклама как фактор формирования современного стиля жизни
Ограничения свободы массовой информации, установленные федеральными законами
Средства массовой информации и коррупция
Вернуться к списку публикаций