2011-08-29 09:00:37
ГлавнаяГосударственное и муниципальное управление — Государственное управление в современной системе организация государственной власти России



Государственное управление в современной системе организация государственной власти России


Согласно действующей Конституции, носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Захват власти кем бы то ни было противоправен (ст. 3). Статья 10 Конституции Российской Федерации гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

В статье закрепляется фундаментальный принцип организации власти в Российской Федерации. Власть может осуществляться народом либо непосредственно, высшим выражением чего служат референдум и свободные выборы, либо через посредство органов государственной власти и самоуправления.

Принцип разделения властей был выработан мировой практикой развития демократических государств. Суть его в том, что демократический политический режим может быть установлен в государстве при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными государственными органами. Поскольку существуют три основные функции государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная, каждая из этих функции должна исполняться самостоятельно соответствующим органом государственной власти.

Определенное распространение получило суждение о том, что реализация принципа «разделения властей» означает констатацию многовластия в обществе. Это суждение ошибочно. Власть в Российской Федерации едина, так как ее единственным источником согласно статье 3 Конституции является многонациональный народ Российской Федерации. «Государственная власть должна быть сосредоточена в одном центре, который принимает необходимые решения и в качестве правительства следит за проведением их в жизнь». Никакой государственный орган в отдельности не может претендовать на суверенное осуществление государственной власти. Сама по себе государственная власть не делится между государственными органами. Осуществление государственной власти связано с разделением определенных функций между органами законодательной, исполнительной и судебной власти. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны лишь в осуществлении закрепленных за ними Конституцией и законами функций государственной власти и «по принципиальным вопросам государственной политики все ветви власти должны действовать согласованно, иначе невозможно управлять обществом - альтернативой этому является анархия и распад».

Напротив, соединение законодательных, исполнительных и судебных функций в деятельности одного органа государственной власти приводит к чрезмерной концентрации власти у этого органа, что создает питательную среду для установления в стране диктаторского политического режима.

Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они ограничивают друг друга. Такая схема взаимоотношений часто называется системой «сдержек и противовесов». Она представляет единственно возможную схему организации государственной власти в демократическом государстве.

Органами осуществления государственной власти на общефедеральном уровне выступают Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Органы государственной власти России строят свою деятельность на принципах, составляющих основы конституционного строя Россия. Защита прав и свобод человека - обязанность государства. Для исключения противоправной узурпации власти и попрания прав и свобод, устанавливается принцип разделения властей. Представляется важным исследовать систему конституционно закрепленных полномочий органов государственной власти и эффективность данной системы в современных условиях. Поскольку система «сдержек и противовесов» представляет единственно возможную схему организации государственной власти в демократическом государстве, а ранее было доказано, что именно данная организация государственной власти, по мнению автора, является базовой основой построения эффективного государства, то, следовательно, анализ конституционно закрепленной системы взаимодействия власти покажет, насколько она отвечает концепции эффективного государства.

Применительно к федеральному уровню организации государственной власти в Российской Федерации система «сдержек и противовесов» согласно Конституции Российской Федерации выглядит следующим образом. Носителем законодательной власти и представительным органом является Федеральное Собрание Российской Федерации. Исполнительной властью наделено Правительство. Правосудие осуществляют суды, а судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского, и уголовного судопроизводства. Вроде бы все ветви власти имеют своих представителей, и Президент России оказывается как бы вне рамок механизма разделения властей. В действительности это не так.

Особое положение Президента Российской Федерации закреплено в статье 80 Конституции Российской Федерации: «Президент Российской Федерации является главой государства». Данное положение Президента в системе государственных органов обусловлено множеством объективных факторов. Так, согласно статье 81 Конституции Российской Федерации Президент избирается всеми гражданами России, обладающими активным избирательным правом, на всеобщих выборах. В силу этого он получает мандат доверия не от парламента, как, например, в ФРГ или Италии, а от всего населения России. Одно и то же лицо не может занимать должность президента два срока подряд.

Президент призван быть «ответственным перед народом за суверенитет государства, главой которого он является, за надежность и устойчивость государственной системы, за разумное сотрудничество государственных органов, за то, чтобы они не разошлись слишком далеко и не подчинили друг друга» \ В задачи Президента входит обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией, Президент Российской Федерации обеспечивает необходимое согласование деятельности различных ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной, позволяющей бесперебойно действовать всему государственному механизму.

Но государственную работу вершит не один Президент. Ее осуществляют все ветви власти, каждая из которых действует в пределах своего ведения и свойственными ей методами. Президент должен обеспечить координацию и согласованность деятельности всех органов власти. Президент действует не как указующая инстанция, а совместно с другими ветвями власти, принимая в той или иной степени участие в каждой из них.

В сфере взаимодействия с парламентом Президенту России принадлежат весьма значительные полномочия. Он назначает выборы в Государственную Думу и распускает ее в случаях, предусмотренных Конституцией, пользуется правом законодательной инициативы, может вернуть одобренный парламентом законопроект для повторного обсуждения (отлагательное вето), подписывает и обнародует законы. Таким образом, Президент России может оказывать весьма активное воздействие на работу парламента. Однако он не подменяет его. Он не может принимать законы. А издаваемые Президентом нормативные акты не должны противоречить Конституции и законам Российской Федерации.

Президент России обладает довольно широкими полномочиями в сфере государственного управления. Президент Российской Федерации, хотя и не провозглашен главой исполнительной власти, тем не менее, он формирует состав и контролирует деятельность Правительства Российской Федерации и всей системы исполнительной власти. Статья 83 Конституции Российской Федерации закрепляет данное право Президента России. Так, по п. а ст. 83 Конституции Российской Федерации Президент Российской федерации «назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации». Президент Российской Федерации вносит предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации не позднее двухнедельного срока после вступления в должность или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой. Государственная Дума в течение недели рассматривает представленную кандидатуру. Для ограничения президентского влияния на Правительство РФ введен ряд сдержек.

Прежде всего. Председатель Правительства РФ назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Однако по п. 4 ст. 111 Конституции Российской Федерации «после трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы».

Президент Российской Федерации в любом случае способен настоять на предложенной им кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации, так как Конституция Российской Федерации не говорит о том, что после отклонения представленной кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации Президент Российской Федерации не может представить ее еще трижды на утверждение в Государственную Думу. В случае если Государственная Дума не утвердит ее в третий раз, то она будет распущена. Реализация такого полномочия создает, конечно, особую неординарную ситуацию, которая все же не может привести к установлению единоличного президентского правления. Конституция не допускает этого.

Так, если Государственная Дума распущена, то новые выборы должны быть назначены в такие сроки, чтобы Государственная Дума нового созыва собралась на новое заседания не позднее чем через четыре месяца после роспуска. Значит период, в течение которого может отсутствовать парламентский контроль над Правительством, ограничен. Поскольку, по Конституции, Государственная Дума может выразить недоверие Правительству, то тем самым исход выборов предрешает судьбу Правительства. Однако вступают в действие те же правила что и с представлением кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации (большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы) Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу. В случае если имел место досрочный роспуск Государственной Думы, Президент не может в течение года после выборов вновь распустить палату. Следовательно, остается только один выход - отставка Правительства.

Механизм, заложенный в Конституции Российской Федерации для разрешения возможного конфликта между законодательной и исполнительной властями, отличается большой сложностью. Президент - арбитр в споре между властями - может, во всяком случае теоретически, осуществлять в течение нескольких месяцев управление страной посредством Правительства, не пользующегося поддержкой Государственной Думы. После выборов Президенту, так или иначе, придется считаться с результатами выборов. Тем не менее, следует признать, что глава государства обладает большими возможностями для воздействия на законодательную и исполнительную власти. Он не просто арбитр, следящий за всеми ветвями власти, он сам участвует в деятельности всех государственных органов.

Так статья 113 Конституции Российской Федерации обязывает Председателя Правительства Российской Федерации определять основные направления деятельности Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации, ст. 114 п. ж. обязывает Правительство Российской Федерации осуществлять иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации. Статья 115 п. 3 содержит указание на приоритетность указов Президента Российской Федерации по отношению к постановлениям и распоряжения Правительства Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1994 года № 66 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями и дополнениями на 15 марта 1996 года) ему подчинен и подотчетен ряд федеральных органов исполнительной власти. Среди них четыре важнейших федеральных министерства: Министерство обороны Российской Федерации; Министерство внутренних дел Российской Федерации; Министерство иностранных дел Российской Федерации; Министерство по чрезвычайным ситуациям.

Подчинены и подотчетны и иные федеральные органов исполнительной власти, среди них: Государственный комитет Российской Федерации по военно-технической политике; Служба внешней разведки Российской Федерации; Федеральное агентство правительственной связи и информации; Федеральная служба безопасности Российской Федерации; Государственная архивная служба России;

Эти федеральные органы исполнительной власти, подведомственны Президенту Российской Федерации по вопросам, закрепленным за ним Конституцией Российской Федерации, либо в соответствии с законодательными актами Российской Федерации. Его контрольные полномочия в отношении этих органов закреплены в нормативных актах, регулирующих их деятельность. Так, в частности, пункт 8 статьи 1 Закона «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» гласит, что «руководство деятельностью органов Федеральной службы безопасности осуществляют Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации».

В соответствии с п.б ст. 83 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации. Это позволяет ему не только контролировать правильность, целесообразность и необходимость принятия тех или иных решений, но и непосредственно влиять на их принятие.

Кроме непосредственного контроля Правительства Российской Федерации, за Президентом Российской Федерации закреплены и другие чрезвычайные единоличные полномочия в области подбора и расстановки кадров на федеральном уровне:

- представлять Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставить перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации (п. «г» ст. 83 Конституции);

- назначает всех судей федеральных судов, кроме высших, которые назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации (Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд) (п. «е» ст. 83 Конституции);

- представляет Совету Федерации кандидатуру на должность Генерального прокурора Российской Федерации; вносить в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации (п. «е» ст. 83 Конституции);

- назначать и освобождать высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации (п. «л» ст. 83 Конституции);

- назначать и отзывать после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях (п. «м» ст. 83 Конституции);

Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (ст. 80 Конституции), осуществляет руководство внешней политикой, ведет переговоры, подписывает международные договоры и ратификационные грамоты (статья 86 Конституции). Однако эти договоры не вступают в силу без их ратификации парламентом путем принятия закона обеими палатами (ст. 106 Конституции).



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Методология анализа развития продовольственного комплекса
Местное самоуправление в России - шаг вперед или политическая игра
Сущность, приоритеты и особенности административной реформы в Российской Федерации: политико-правовой аспект
Контрольные полномочия Конгресса США
Новые реалии территориального управления
Вернуться к списку публикаций