2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяГосударственное и муниципальное управление — Механизмы реализации местного самоуправления



Механизмы реализации местного самоуправления


Реализация конституционных прав граждан России в решении вопросов жизнедеятельности, затрагивающих интересы социально-экономического развития территории, где они проживают, закреплена Конституцией РФ. Учитывая неоднородность местных условий статьей 3 Конституции РФ предусмотрено многообразие моделей организации самоуправления территориальных образований, в состав которых (субъектов РФ) входят административно-территориальные и муниципальные образования, осуществляющие соответственно государственное управление и местное самоуправление. Административно-территориальными образованиями являются территории, в границах которых исполняют свои полномочия территориальные органы государственного управления. Муниципальными образованиями- территории, в границах которых осуществляется местное самоуправление. Границы территорий административно-территориальных и муниципальных образований могут совпадать.

К компетенции местного самоуправления относятся все вопросы, решение которых затрагивает специфические коллективные интересы местного сообщества. Она ограничивается с одной стороны пределами территории, с другой, к компетенции местного самоуправления относятся вопросы, решение которых носит общественную значимость для всех членов местного сообщества. В экономической области: это планирование социально-экономического развития территории; содействие развитию предпринимательства; местные финансы; муниципальная собственность, земля, земельные отношения. В местном хозяйстве - эксплуатация технических систем (водопровод, канализация, утилизация отходов, энергетика и иные системы жизнеобеспечения); содержание улиц и транспортных путей; общественный транспорт, зеленое строительство; муниципальное и частное жилье. В социальное сфере - социальная помощь, общественное призрение, дошкольное и школьное образование, учреждения здравоохранения, историко-культурные ценности; санитарный надзор, экология, охрана труда, гостиницы и пр.

Если исходить из интересов людей, то государство должно обеспечить потребности каждого гражданина России через его труд, личную инициативу и индивидуальные способности. Но есть немало проблем, которые каждый в отдельности решить не может. Для их решения жители создают органы управления, наделяют их необходимыми средствами, которые отчисляют в виде налогов от своих доходов. В эти органы избирают депутатов, которые от их имени участвуют в решении многих вопросов и контролируют их эффективность. Такая форма народовластия обеспечивает населению возможность самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения.

Современное трактование понятия “территория” - это не только ограниченный по каким-либо признакам (граница, физико-географические, политические, этнические и другие критерии) участок земли, но и природные, социальные, экономические элементы (лес, вода, земля, ископаемые ресурсы и т.д.), удовлетворяющие нужды и потребности самоуправляемого сообщества. Именно эти элементы являются товаром и предлагаются рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Субъектами рыночных отношений выступают органы местного самоуправления, выражающие интересы всего населения как “продавца”, а потенциальные потребители - жители территории, инвесторы и др. Следуя концепции маркетинга, результатом их взаимодействия должно быть удовлетворение потребностей и получение выгоды как продавца, так и покупателя. С одной стороны, соответственно - получение средств для социально-экономического развития территории, с другой - выгодное вложение капитала и улучшение качества жизни населения территории. Для этого необходимо реально оценить имеющийся потенциал территории (что имеется в избытке, чего недостает и как получить недостающее) для ее эффективного развития, что требует разработки обоснованной маркетинговой концепции ее развития.

Подход к территории как к объекту рыночных отношений диктует необходимость территориальным органам власти (выступающим ее “продавцами”) стать активными конкурентными участниками рынка, занять на нем свою “рыночную нишу”. Поиск “рыночной ниши” состоит в правильном определении своего целевого сегмента рынка, т.е. покупателя выставляемого товара (которым являются ресурсы территории). Потенциальными покупателями являются финансовые институты, предприниматели, население, предприятия, фирмы, компании, государственные структуры, местные структуры и др. Успех в решении этой проблемы во многом зависит от правильности рейтинговой оценки потенциала территории, складывающейся из рейтинга состояния и рейтинга перспективы (оценки перспектив развития внутренних и внешних по отношению к территории факторов). В качестве оценочных индикаторов могут быть использованы показатели, отражающие привлекательность территории для его населения (уровень развития социальной инфраструктуры, уровень индивидуального потребления), показатели, позволяющие оценить территорию как объект вложения капитала, финансовое состояние территории, реформирование хозяйственного комплекса территории и др. Рассчитанные рейтинги территорий служат информационной базой для потенциальных потребителей, принимающих решение об инвестировании своего капитала в ту или иную территорию. Для органов местного самоуправления - основы для разработки программ по улучшению имиджа территорий.

Мировая практика показывает, что для сравнения конкурентоспособности территорий используется система соответствующих оценочных индикаторов. В частности, в США по всем штатам регулярно публикуются четыре обобщенных индекса, отражающие возможности территории как объекта инвестирования: индекс экономической эффективности (включая индикаторы - безработица, уровень зарплаты и квалификации рабочей силы, социальные условия и состояние окружающей среды), индекс потенциала роста, отражающий ресурсную базу территории (природные, человеческие, технологические, финансовые ресурсы, инфраструктуру), индекс деловой жизнеспособности (конкурентоспособность бизнеса, предпринимательская активность, отраслевая диверсификация), налогово-финансовый индекс, оценивающий уровень местных налогов, их стабильность, дотационность территории, дефицит бюджета.

Важнейшими факторами для инвесторов при принятии ими решений являются как внутренние (близость к рынкам сбыта, уровень заработной платы, налогообложение, субсидии, качество инфраструктуры, уровень конкуренции на внутреннем рынке, природные ресурсы и т.д.), так и внешние - государственная (федеральная, областная) региональная политика. В связи с этим должен быть отлажен механизм взаимодействия двух уровней территориальной власти - государственной и местной в вопросах улучшения инвестиционного климата. При этом, если местные органы самоуправления в качестве основных составляющих имиджа территории делают акцент на инфраструктурное обустройство территории, льготы инвесторам по аренде, застройке территории, упрощение процедур лицензирования, выдачи разрешений, подготовке кадров, поддержке предпринимательства, то государственные территориальные структуры управления в качестве приоритетов выделяют финансовые акции - налоговые льготы, субсидии, ссуды, займы и т.д.

Одним из наиболее эффективных механизмов в реализации местного самоуправления служит маркетинговый подход. Основополагающим моментом при его разработке является механизм согласования интересов всех участников рыночных отношений. Таким механизмом, как показывает опыт развитых индустриальных стран с рыночной экономикой (США Германия) являются Агентства или Департаменты по маркетингу территории при местных административных органах. Учитывая повышение ответственности и самостоятельности местного самоуправления в области социально-экономического развития территории для более эффективного управления ею следует, используя зарубежный опыт, сформировать такие Агентства, в состав которых войдут представители местных органов самоуправления и деловых кругов, являющихся учредителями и представляющими интересы всех внутри территориальных структур.

Агентства по маркетингу территории организуются при администрации территориальных органов самоуправления в различных организационно-правовых формах, главной целью которых является практическая работа по привлечению инвестиций на территорию и разработка стратегии маркетинга на основе изучения и учета потребностей населения, интересов хозяйствующих субъектов, органов местного самоуправления. Практические задачи, решаемые Агентствами могут иметь следующие направления: формирование Банка данных по всем актуальным вопросам социально-экономического развития территории, анализ и разработка рекомендаций по стратегии развития территории для органов местного самоуправления, прогнозирование развития территории, рынка инвестиций, разработка программ повышения имиджа территории для инвесторов, оценка предлагаемых проектов приоритетного развития территории, работа по координации международных инвестиционных проектов, развитие партнерских межрегиональных и международных контактов, координация деятельности маркетинговых служб предприятий, разработка и проведение рекламной кампании, мониторинга товародвижения на территории и др.

Формы организации Агентств (Центров по маркетингу территории) могут быть самыми различными в зависимости от условий конкретного города, района, муниципального образования: от создания служб до отдельных представителей их на местах и филиалов. Основная проблема по реализации такого механизма местного самоуправления состоит в недостаточной изученности проблемы и отсутствии профессиональных в области маркетинга специалистов, особенно на периферийных территориях.


Бражко Е.И., к.э.н., ГАУ







Интересное:


Государственное управление экономикой – эволюция подходов
Право и средства государственного управления
Ключевая роль местного самоуправления в укреплении государственности
Экономическая и социальная основы эффективного государственного управления
Проблема эффективности государственного управления экономикой
Вернуться к списку публикаций