2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяГосударственное и муниципальное управление — Методология анализа развития продовольственного комплекса



Методология анализа развития продовольственного комплекса


Обеспеченность страны продуктами питания в определяющей мере зависит от состояния продовольственного комплекса. С позиций системного анализа его следует рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, как организационную структуру с взаимодействующими элементами: товаропроизводителями, покупателями, инфраструктурой и государством в лице федеральных и региональных органов власти и управления. Во-вторых, как регулируемую экономическую систему, поскольку от устойчивости производства продовольственной продукции, управляемости экономическими и организационными процессами зависит, в конечном итоге, достижение главной цели – обеспечение населения продуктами питания отечественного производства в достаточном количестве, ассортименте и качестве.

Основными системообразующими элементами продовольственного комплекса являются сельскохозяйственные предприятия различных форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, предприятия перерабатывающей и пищевой промышленности (мукомольно-крупяные, хлебопекарные, мясо- и молокоперерабатывающие, сыродельные и др.), предприятия рыночной инфраструктуры. Организационная структура продовольственного комплекса представляет собой объединение нескольких групп хозяйствующих субъектов.

Первую – составляют покупатели, в качестве которых выступают предприятия пищевой промышленности, заготовительные организации, осуществляющие операции по закупке, хранению и поставке продовольственной продукции в федеральный и региональный фонды, оптовые торговые фирмы, предприятия розничной торговли.

Другую группу рыночных субъектов образуют производственные предприятия различных форм собственности и хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства и их ассоциации, личные подсобные хозяйства населения.

Третья группа – это рыночная инфраструктура, включающая сеть предприятий высокоорганизованных форм торговли (биржи, оптовые рынки, аукционы, ярмарки), финансово-кредитные учреждения (банки, страховые компании, инвестиционные фонды), организации обслуживающего и вспомогательного назначения (маркетинговые, консалтинговые, юридические, снабженческие).

Особая роль принадлежит государству, которое выступает субъектом контроля и регулирования протекающих в продовольственном комплексе страны и регионов экономических процессов (Министерство сельского хозяйства и продовольствия, региональные органы власти и управления и т.д.).

Следует отметить, что в Российской Федерации продовольственный комплекс длительное время функционировал в условиях административно- распределительной экономики, которая отличалась иерархической организационной структурой с жестко определенными хозяйственными связями и вертикальной административной подчиненностью сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий вышестоящим организациям. Объемы производства всех видов продовольствия планировались сверху, а для реализации существовал ограниченный выбор каналов, т.к. государство закупало подавляющую их часть по установленным им самим фиксированным ценам и затем продавало через государственную сеть розничной торговли также по строго фиксированным ценам.

Воздействие на хозяйственные процессы осуществлялось преимущественно административными методами или посредством прямых экономических рычагов. С началом реформ и отменой системы обязательных поставок продовольствия государству в стране стал складываться продовольственный рынок.

В настоящее время, как показали проведенные исследования, для него в большей степени характерны негативные черты, среди которых основными являются:

– резкое снижение эффективности и объемов производства всех видов сельскохозяйственной продовольственной продукции (зерна, мяса, молока и др.);

– отсутствие стабильных и взаимовыгодных хозяйственных связей между субъектами рыночных отношений;

– неразвитость рыночной инфраструктуры;

– низкий уровень конкурентности рынка и несовершенство механизма ценообразования;

– недостаточная управляемость рыночными процессами со стороны федеральных и региональных органов государственной власти.

Основываясь на системном подходе, характеристику продовольственного комплекса с позиций его организации следует дополнить оценкой отношений, складывающихся между хозяйствующими субъектами. Можно выделить четыре основных типа экономических связей между ними. Товаропроизводители различных форм собственности, включая личные хозяйства населения, на основе прямых связей реализуют сельскохозяйственное сырье предприятиям пищевой промышленности, а продовольствие – оптовой и розничной торговле или через собственную торговую сеть и непосредственно на местных рынках. Для другого типа отношений характерно создание товаропроизводителями предприятий рыночной инфраструктуры: оптовых и мелкооптовых рынков, снабженческо-сбытовых, обслуживающих и других кооперативов. С их помощью не только реализуется произведенная продукция, но и выполняется снабжение хозяйств и предприятий необходимыми средствами производства, оказание разнообразных производственных и научно-технических услуг, хранение и переработка. Крупные партии продовольствия, прежде всего зерна, семян подсолнечника предприятия и ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств реализуют на региональных или межрегиональных специализированных биржах. Отношения товаропроизводителей с государством по вопросам купли-продажи продовольственной продукции строятся через контрактную систему на открытой конкурсной основе.

Для бесперебойного обеспечения населения страны продовольствием большое значение имеет управляемость процессами, происходящими в продовольственном комплексе. Действительно, организационной структуре должна соответствовать и адекватная система управления, поскольку без его регулирования, в той или иной мере, не обходится ни одна страна. В этом плане заслуживает внимания опыт США, Канады, стран ЕС, Центральной и Восточной Европы. Мировая практика свидетельствует, что во всех развитых в агропромышленном отношении странах для выполнения функций регулирования аграрной сферы создаются специальные государственные органы. Так, в США существует развитая контрактная система и Товарно-кредитная корпорация, в Канаде – Пшеничный комитет, во Франции – государственное управление по производству и продаже зерна [1, с. 12; 2, с. 85]. Для управления аграрным рынком в странах с переходной экономикой (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия) также имеются государственные структуры, которые по поручению правительства выполняют управленческие функции, разрабатывают нормативно-правовые документы, целевые программы и т.п. [3, с. 39 – 48; 4, с. 75 – 89]. Например, в Польше этим занимается Агентство сельскохозяйственного рынка, основными задачами которого являются: анализ состояния рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия, сбор и обработка необходимой информации, подготовка и предоставление правительству оценок и предложений по рыночной конъюнктуре, регулирование стратегически важного рынка зерна и продуктов его переработки [5, с. 91 – 94]. Аналогичные органы имеются и в других странах: в Венгрии - Координационный комитет по регулированию аграрного рынка, в Чехии и Словакии – Федеральный фонд рыночного регулирования.

В связи с этим представляется необходимым системный анализ продовольственного комплекса с применением методов теории управления.

Основоположником кибернетики Н. Винером, известными отечественными учеными в области управления (А.И. Бергом, В.М. Глушковым, В.Н. Садовским), учеными-экономистами (Л.В. Канторовичем, В.С. Немчиновым, А.А. Никоновым) обоснована правомерность кибернетических методов изучения экономических систем, в том числе и в аграрной сфере. При таком подходе к продовольственному комплексу считаем целесообразным определить следующее:

– входные и выходные финансовые и товарные потоки;

– системные принципы функционирования;

– целевую функцию, виды и задачи управления.

Рассматривая продовольственный комплекс с таких позиций, его можно представить как систему, состоящую из трех взаимосвязанных составляющих: процессов производства продовольственной продукции, продовольственного рынка и экономического механизма (рис. 1).

Входом системы, обобщенная модель которой представлена на рис. 1, являются денежные потоки спроса населения на продовольственные товары, которые можно объединить в 10 основных товарных групп. Выходом служит совокупное предложение сельскохозяйственных предприятий, предприятий пищевой промышленности, а также личных подсобных хозяйств населения в виде непосредственно сельскохозяйственной продовольственной продукции и товарной продукции пищевой промышленности. Совокупный спрос населения и совокупное предложение хозяйствующих субъектов в зависимости от сбалансированности определяют на продовольственном рынке равновесные цены на те или иные виды продуктов питания.

Можно выделить две возможные модели рассматриваемой экономической системы, отличающиеся друг от друга по принципам построения и функционирования. В соответствии с первой продовольственный комплекс фyнкционирует по принципу работы системы с отрицательной обратной связью, основанному на действии механизмов рыночной саморегуляции, «встроенных» в сферу производства и рынка. Их воздействие на состояние хозяйствующих субъектов осуществляется с помощью сугубо рыночных, действующих автоматически, рычагов: изменения спроса, предложения, цен на продукты питания, уровня конкуренции, как между товаропроизводителями, так и между продавцами.

Роль государства сводится только к установлению самых общих норм и правил отношения между участниками экономических процессов производства и обращения продовольственной продукции. Как хозяйствующий субъект оно присутствует на рынке продовольствия на равных правах с другими. Отклонение между спросом на продовольственную продукцию и предложением может иметь как положительное, так и отрицательное значение.

Отметим, что в странах со стабильной экономикой величина отклонений от состояния равновесия относительно невелика и это рассогласование устраняется автоматически, без управляющего воздействия, за счет изменения в нужном направлении объемов производства продовольствия, его ассортимента, цен, количества хозяйствующих субъектов и т.д.

Однако известно, что принципы саморегулирования начинают действовать только при наличии конкуренции, соответствующей антимонопольной политики, развитой инфраструктуры рынка и нормального платежеспособного спроса населения.

Недостаточная эффективность механизмов саморегуляции применительно к продовольственному комплексу объясняется его спецификой и, прежде всего, зависимостью производственных процессов от почвенно-климатических условий, колебаний урожайности сельскохозяйственных культур, объемов производства товарной продукции, неэластичностью спроса на продукты питания, для России, в первую очередь, хлеба и хлебопродуктов, картофеля и некоторых других. Добавим, что в переходных состояниях экономики такая модель оказывается особенно несостоятельной, т.к. соотношение между спросом и предложением является крайне несбалансированным и отклонения достигают значительных величин.

Устранить их только за счет рыночных механизмов за короткий срок, да еще и без отрицательных социально-экономических последствий, не представляется возможным.

Следует отметить, что рассмотренная модель продовольственного комплекса имеет больше теоретико-методологическое значение, поскольку в классическом виде практически не встречается. Даже в странах с развитой экономикой государство в той или иной мере воздействует на состояние аграрной сферы и, прежде всего, продовольственного сектора.

В другой модели реализован принцип отрицательной обратной связи с регулирующим воздействием на состояние продовольственного рынка. Различие между спросом и предложением приводит к появлению рассогласования и началу действия регулирующих механизмов, а также механизмов рыночной саморегуляции, которые вместе устраняют это рассогласование.

Одно из направлений их действия связано с тем, чтобы в периоды ухудшения состояния с продовольственным обеспечением стимулировать спрос на продукцию, увеличивать инвестиции, в том числе и иностранные, в производство, оптимизировать видовую структуру региональных продовольственных комплекса, исходя из сложившейся специализации, природных условий региона, качества почв, особенностей сельскохозяйственных зон и т.д. Эти и другие мероприятия призваны увеличить объем производимых продовольственных товаров и, следовательно, рост их предложения на рынке.

Напротив, в периоды, когда наблюдается оживление, появляются тенденции превышения предложения над спросом или уже наступило перепроизводство продуктов питания, действие регулирующих механизмов должно быть направлено на сокращение объемов производства тех видов, которые в данный момент предлагаются на рынке в достаточном количестве.

Предложение и спрос характеризуются постоянными колебаниями объемов, реализационных цен в зависимости от урожайности сельскохозяйственных культур, погодных условий и ряда других факторов. В силу этого регулирующие механизмы и механизмы саморегуляции должны функционировать непрерывно. При этом важно определить оптимальную величину воздействий и их соотношение.

Вопросы функционирования продовольственного комплекса как регулируемой экономической системы, на наш взгляд, должны рассматриваться как часть общей проблемы управляемости агропромышленного комплекса и основываться на концепции аграрной политики и законодательных актах Российской Федерации.

Так, В.В. Кузнецов, подчеркивая необходимоcть совершенствования системы управления аграрной сферой, выделяет три части проблемы роли и места государства в переходный период. Их решение предполагает:

четкое определение и разграничение функций государственного

управления АПК на федеральном уровне, уровне краев, областей,

сельскохозяйственных районов;

разграничение функций между государственными органами

управления и объединениями товаропроизводителей и потребителей;

оптимальное соотношение между административными мерами

государственного регулирования и экономическими рычагами [6, с. 30].

Государственное регулирование при переходе к рынку должно быть основано на строго соблюдаемых принципах: аграрного протекционизма; сочетания экономических и социальных целей; взаимосвязи индикативности и директивности; программного регулирования; взаимодополняемости механизмов регулирования; сочетания добровольности и обязательности участия в целевых и продуктовых программах; долевого участия товаропроизводителей в финансировании этих программ; обусловленной гарантированности и целевой поддержки товаропроизводителей [7, с. 46 – 48].

Таким образом, не только в условиях переходной, но и сформировавшейся рыночной экономики, продовольственный комплекс не может быть саморегулирующейся системой. Государство сохраняет за собой достаточно широкий спектр регулирующих функций, среди которых основными являются следующие:

– регулирование земельных операций и контроль за структурой землепользования;

– стимулирование концентрации агропромышленного производства, горизонтальной и вертикальной интеграции его с сопряженными отраслями промышленности;

– регламентацию правовых и организационно-экономических условий деятельности сельских товаропроизводителей;

– контроль за соотношением рыночных цен на средства производства и сельскохозяйственную продукцию, за динамикой издержек производства в сельском хозяйстве, соблюдением установленных государством стандартов качества продукции АПК:

– фиксацию рыночных цен на сельскохозяйственную продукцию, допускающую колебания их нижнего предела до уровня, установленного законодательством или правительственными постановлениями;

– выплату дотации на экспортную продукцию, покрывающих убытки сельских товаропроизводителей в связи с меньшей величиной мировых цен по сравнению с ценами на внутреннем рынке;

– штрафные санкции за несоблюдение установленных государством стандартов качества продукции, квот на ее производство и реализацию правил землепользования;

– экономическое стимулирование организации новых фермерских хозяйств, социальное обеспечение и создание нормальных условий жизни для пожилых крестьян;

– долгосрочное и среднесрочное планирование развития агропромышленного производства и аграрной науки, носящее директивный характер и осуществляемое по схеме «планирование – программирование – разработка бюджета»;

– использование квот на сбыт продукции в качестве инструмента планирования и регулирования государственных закупок сельскохозяйственной продукции;

– внутригосударственный и внешнеэкономический протекционизм по отношению к сельским товаропроизводителям [8, с. 89 – 90].

Таковы основные подходы к решению вопросов управления продовольственным комплексом. Следует согласиться с А.И. Алтуховым, который считает, что государственное регулирование должно иметь программно-целевой характер и представлять собой совокупность правовых, экономических, организационно-административных мер, включая в себя необходимые ресурсы, механизм реализации поставленной цели и аппарат управления, обеспечивающий прямые и обратные связи государства с производителями и потребителями [9, с. 207 – 208]. Такое управление должно обеспечивать выполнение целевой функции продовольственного комплекса, которая заключается в обеспечении населения страны основными видами продуктов питания в достаточном количестве, ассортименте и качестве. При этом, с одной стороны, государство должно способствовать обеспечению товаропроизводителям доходности, необходимой для ведения расширенного воспроизводства, не разрушая при этом рыночные механизмы саморегуляции, с другой стороны, осуществлять меры по защите интересов потребителей. Государство обязано обеспечить для большинства населения страны физическую и экономическую доступность основных видов продовольствия в соответствии с научно обоснованными нормами душевого потребления.

Проведенные нами исследования свидетельствуют о целесообразности выделения двух видов регулирования продовольственного комплекса как экономической системы. Первый состоит в поддержании соответствия между спросом и предложением, определяющего в конечном итоге равновесные цены на основные продовольственные товарные группы: хлеб и хлебные продукты, мясо и мясные продукты, молоко и молочные продукты, рыбу и рыбные продукты, яйца, картофель, овощи и бахчевые, фрукты и ягоды, растительное масло, сахар. В этом заключается содержание задачи стабилизации продовольственного обеспечения или оперативного регулирования. При ее выполнении действие регулирующих механизмов должно быть направлено на стимулирование спроса и увеличение предложения, т.е. рост объемов товарных ресурсов соответствующего вида, изменение структуры и ассортимента продуктов питания.

Второй вид предполагает комплексное воздействие на протекающие процессы в соответствии с целевыми или продуктовыми программами на базе средне - и долгосрочного прогнозирования величины и характера изменения спроса на продовольственную продукцию. Действие регулирующих механизмов должно происходить таким образом, чтобы выполнить эту программу, т.е. бесперебойно обеспечивать население всеми основными видами продовольственных продуктов на уровне научно обоснованных норм потребления в условиях действия тех или иных дестабилизирующих факторов. В этом заключается содержание задачи программного или индикативного регулирования продовольственного обеспечения.



1. Кочетов В., Пошкус Б. Экономическая политика в зернопродуктовом подкомплексе АПК России // АПК: экономика, управление, 1996. № 10. – С. 12 – 16.

2. Хавина С. Государственное регулирование в современной смешанной экономике // Вопросы экономики, 1994. № 11. – С. 80 – 91.

3. Буздалов И. Опыт аграрного реформирования в восточноевропейских странах // АПК: экономика, управление, 1993. № 10. – С. 39 – 48.

4. Шмелев Г.И., Завьялов С.И. Государственное регулирование аграрного сектора стран Восточной Европы // Общество и экономика, 1993. №3. – С. 75 – 89.

5. Холод Л.И. Регулирование аграрного рынка в Польше // Экономист, 1996. № 3. – С. 91 – 94.

6. Кузнецов В. В. О совершенствовании системы управления агропромышленным комплексом // АПК: экономика, управление, 1993. № 10. – С. 26 – 31.

7. Киселев С. Государственное регулирование сельского хозяйства при переходе к рынку // АПК: экономика, управление, 1993. № 6. – С. 44 – 51.

8. Алтухов А.И., Макин Г.И., Бабков М.А. Развитие продовольственного рынка России. Часть 2. – М.: АгриПресс, 2000. – 444 с.

9. Алтухов А.И. Проблемы формирования и развития зернового рынка в России. – М.: ВНИЭСХ, 1998. – 289 с.







Интересное:


Экономическая и социальная основы эффективного государственного управления
К вопросу о финансовой самостоятельности местного самоуправления
Государственное управление экономикой – эволюция подходов
Совершенствование современной системы и структуры органов государственной власти Российской Федерации
Новые реалии территориального управления
Вернуться к списку публикаций