2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяГосударственное и муниципальное управление — Место региона в развитии внешнеэкономических связей



Место региона в развитии внешнеэкономических связей


Внешнеэкономические связи России переживают сложный период важных качественных преобразований, связанных с осуществлением реформ и поиском путей оптимальной интеграции в мировую экономику. Анализ этих преобразований показывает необходимость разработки комплексного подхода к оценке многих явлений возникающих как в мировой экономике, так и внутри страны, связанных с оценкой состояния отечественной экономики и перспективами ее развития. Внешнеэкономические связи, в том числе и внешняя торговля, способны активизировать собственный потенциал страны, привнося в отечественную экономику элементы здоровой конкуренции, новые технологии, опыт рыночного хозяйствования, обеспечивая прирост национального богатства за счет товарообмена по выгодным ценам и привлечения зарубежного капитала.

В современной экономике выделяют два варианта развития внешнеэкономической деятельности:

- стратегия развития экспорта;

- стратегия развития импорта.

Первый вариант основан на использовании международной промышленной кооперации, с развитием которой связываются расчеты на насыщение национального рынка. Второй вариант предполагает приоритетным направлением развития экономики создание диверсифицированных промышленных комплексов, призванных насытить и структурировать внутренний рынок с помощью изделий местного производства и только потом развернуть их экспорт. Каждая страна выбирает собственную стратегию развития внешнеэкономической деятельности. Промышленно-развитые страны в основном не проводят ярко выраженной политики поощрения экспорта или импорта. Развивающиеся страны наоборот придают большое значение выбору стратегии развития внешнеэкономической деятельности. Некоторые из них выбирают экспортную ориентацию своей экономики. К таким странам можно отнести Южную Корею, Сингапур, Китай. Другие, такие как Аргентина, Филиппины - стратегию импортозамещения. Практика показывает, что страны, выбравшие экспортоориентированный рост экономики, имеют более высокие экономические показатели, чем страны выбравшие стратегию импортозамещения.[1]

Для успешного продвижения России по пути экономических реформ необходима концентрация усилий и ресурсов на формировании эффективного, технологически развитого и конкурентоспособного рыночного хозяйства. Среди многих ученых существует мнение, что в ближайшей перспективе Россия будет вынуждена придерживаться импортозамещающей стратегии. Такая ситуация связана с невозможностью использования импортной продукции в качестве наполнения внутреннего рынка в том же объеме, что и до кризиса 1998г.

Вместе с тем, они соглашаются, что страна не может отказываться и от использования преимуществ экспортоориентированного развития.

Анализируя возможность использования Россией экспортоориентированнго роста необходимо констатировать, что даже в современной экономической ситуации экономика страны располагает целым рядом конкурентных преимуществ, позволяющих рассчитывать на более эффективное, включение в систему мирохозяйственных связей.

Главным из этих преимуществ является хорошая обеспеченность страны основными видами минерально-сырьевых ресурсов. Их объем позволяет в полной мере удовлетворять потребности внутреннего производства, социальной инфраструктуры, а также осуществлять экспортные поставки.

Другой важной группой конкурентных преимуществ России можно считать сравнительную дешевизну некоторых факторов производства. В стране имеются значительные по масштабам, хотя и давно требующие замены и модернизации, производственные фонды. Использование их позволит с меньшими капитальными затратами осуществить необходимую модернизацию предприятий и переход к применению западных технологий среднего уровня. Это, в свою очередь, позволит ускорить последующее включение российских производителей в международную кооперацию производства, которая могла бы осуществляться путем изготовления узлов, деталей и компонентов по заказам зарубежных производителей готовой продукции, организации сборочных производств с иностранным участием, сотрудничества в освоении новых видов продукции и т.д. Помимо производственных фондов страна располагает многочисленной квалифицированной и относительно дешевой рабочей силой, способной к тому же быстро переучиваться.

Третья группа конкурентных преимуществ состоит из факторов более высокого порядка, дающих возможность сохранения передовых позиций в состязании с зарубежными конкурентами. В ряде секторов промышленности имеются уникальные передовые технологии, опирающиеся на достижения отечественной фундаментальной и прикладной науки. Изделия, изготовленные на основе этих технологий, по многим параметрам не уступают мировым аналогам. К сожалению, новейшие разработки сосредоточены, прежде всего в авиакосмической и атомной промышленности, судостроении, производстве лазерной техники и средств информатики, картографии и геодезии, разработке программного обеспечения, проведении геологических изысканий.

Дальнейшее освоение экспортного потенциала этих и других наукоемких отраслей позволит России адаптироваться к требованиям мирового рынка и его требованиям к качеству выпускаемой продукции, а также эффективности производства.

Таким образом, основная задача развития российской экономики должна заключаться в том, чтобы как можно полнее использовать свои конкурентные преимущества. Но использование этих преимуществ связано с необходимостью преодоления очевидных негативных тенденций отечественной экономики (большая энергоемкость и материалоемкость производства, а следовательно, высокая стоимость отечественной готовой продукции в сравнении с зарубежными аналогами; технологическая отсталость многих отраслей промышленности, не позволяющая выпускать высокотехнологичную конкурентную продукцию; неразвитость транспортной инфраструктуры, сферы коммуникаций, банковской системы; незавершенность процесса адаптации экономических субъектов к работе в рыночных условиях; высокий уровень криминализации сферы экономики, в частности внешнеэкономической деятельности и некоторые другие.

При разработке системы государственной поддержки ВЭД следует учитывать, что не все вопросы, связанные с внешнеэкономической деятельностью можно решать на федеральном уровне. К компетенции центра можно отнести вопросы, связанные с производством и экспортом электроэнергии, нефти и некоторых других товаров. Формирование структуры промышленного и сельскохозяйственного экспорта и импорта должно находиться в ведении региональных государственных органов.

В условиях переноса центра тяжести экономических реформ в регионы и расширения их полномочий в сфере внешнеэкономической деятельности развитие внешнеэкономических связей России во многом зависит от деятельности регионов. В современных условиях региональная политика страны тесно переплетается с внешнеэкономической. Таможенные пошлины, налоговый режим иностранных инвесторов, динамика валютного курса, инструменты стимулирования экспорта превращаются в важные инструменты формирования территориальных пропорций экономики. Существует настоятельная потребность формирования качественно новой системы государственной поддержки внешнеэкономической деятельности в рамках общей стратегии социально-экономического развития регионов. Регионы, широко вовлеченные во внешнеэкономические связи, должны сыграть важную роль в общем оживлении экономики страны.

Расширение экспортного потенциала будет способствовать улучшению экономического положения многих депрессивных регионов.

Одним из перспективных направлений может стать разработка комплексных региональных программ для федеральных округов. В РФ на данный момент существует семь федеральных округов, включающих в себя территории, имеющие сходные природно-климатические и, часто экономические параметры. Практически в каждый федеральный округ входят как экономически развитые, так и депрессивные территории. Анализируя развитие внешнеэкономической деятельности внутри округов можно констатировать, что на современном этапе наибольшее преимущество в осуществлении экспортных операций получили регионы, на территории которых находятся основные экспортные ресурсы: нефть, газ, лес и т.д. В импорте резко проявился приоритет больших промышленных центров: Москвы, Санкт-Петербурга, городов Уральского региона и т.д.

Такая ситуация связана с наличием большого промышленного производства на этих территориях и низким уровнем развития сельского хозяйства, а также предприятий, выпускающих товары массового спроса. В этих регионах сконцентрированы значительные валютно-финансовые ресурсы. Эти районы густо заселены, что позволяет реализовывать импортную продукцию большими партиями. Эта ситуация привела к возникновению больших межрегиональных диспропорций в развитии внешнеэкономических связей.

Разработка комплексных программ позволит рассмотреть проблемы этих территориальных образований в комплексе, с учетом особенностей и возможностей, присущих каждому региону. Программы, разработанные для федеральных округов, позволят выровнять социально-экономическое положение как внутри этих территорий, так и между ними, а также позволят перейти от разовых форм содействия ВЭД к их упорядоченной и плановой государственной поддержке. Программы должны охватывать большой спектр вопросов: государственное регулирование региональной внешнеэкономической деятельности, внешнюю торговлю, иностранные инвестиции, международную маркетинговую стратегию, оценку потребительского потенциала и т.д.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Модель взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти: характерные черты
Роль и место парламентского контроля в механизме взаимодействия органов государственной власти
Основные проблемы и некоторые противоречия взаимодействия органов государственной власти в Российской Федерации
О некоторых направлениях, формах и методах совершенствования законодательства в области взаимодействия государственной власти
Демократический политический режим как базовая основа эффективности государственного управления
Вернуться к списку публикаций