2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяГосударственное и муниципальное управление — Проблемы экономического развития административного района в процессе становления местного самоуправления



Проблемы экономического развития административного района в процессе становления местного самоуправления


Пути и способы повышение эффективности местного производства

Проблемы повышения эффективности местного производства становятся проблемой общегосударственной значимости. Обеспечение экономического развития выступает одним из важнейших вопросов при проведении общественных преобразований; для его достижения требуется не только отыскание наиболее эффективных методов управления, но и разработка методологического подхода к его осуществлению в новых условиях хозяйствования, в том числе, с учетом становления местного самоуправления. Но, помимо того, такая проблема является задачей, которую необходимо решать на практике. Вследствие вышесказанного возникает необходимость конкретизации и детализации данной проблематики, включая описание специфики конкретного административного района.

Основной экономики Пестравского района Самарской области было и продолжает оставаться местное производство, которое сегодня находится в состоянии кризиса и требует нахождения путей его разрешения. Сложное положение местного производства обуславливается, с одной стороны, социально-экономическими проблемами переходного периода, а с другой – самой ее спецификой, занимаемым ею местом в структуре общественного производства и производимыми преобразованиями.

Местное производство, в сравнении с другими отраслями, обладает определенной спецификой, которая обуславливается значительным влиянием природных факторов, обеспечивающих сезонный, циклический характер ее производства. Кроме того, на современном этапе проведения реформ, в силу множества причин, характерными чертами местного производства является его относительная статичность, отсталость уровня развития и более медленное приспособление к переменам как экономического, так и технико-технологического характера. При этом, несмотря на то, что в результате общественных преобразований оказалась практически разрушенной вся производственная сфера российского общества, включая и местное производство, большинство научных публикаций посвящено поиску решений для возрождения промышленности. И очень мало работ поднимают вопросы реорганизации местного производства.

Таким образом, к наиболее значимым проблемам экономического развития местного производства можно отнести:

1. Развитие рыночных отношений;

2. Становление местного самоуправления;

3. Необходимость повышения эффективности экономического развития административного района.

Таких проблем может существовать множество, в том числе они могут входить в противоречие между собой и даже порождать новые проблемы, которые следует предусматривать уже на стадии разработки программы реформирования. Но важно выделять ключевые, их разрешение осуществлять совместно, в том числе, в интересах всего сообщества и каждого его жителя.

Причины неэффективности работы многих предприятий местного производства сегодня, в принципе, могут иметь под собой как объективную, так и субъективную природу. В частности, одной из «неизменных» болевых точек по сей день остается проблема потерь при хранении продукции – ее величина сохраняется на уровне 30 %. Устарела техника и технологии переработки, а средств на модернизацию, как правило, не хватает. Более современной проблемой становится развитие мини-производств, потребность в которых возникает и со стороны города, и самих сельских поселений. Учитывая, что местное производство сложнее адаптируется к условиям рыночной экономики, необходимо вносить определенные коррективы в организацию его функционирования в целом. Для него требуется не просто найти способ выживания, но и устойчивого развития, который возможен лишь при объединении усилий всех производителей. Необходимо также учитывать, что вопросы производства и жизнедеятельности сельского населения тесно взаимосвязаны, вследствие чего эффективность местного производства должна рассматриваться уже как социально-экономическая категория. Сюда с необходимостью должны быть включены и вопросы экологии, выступающие в качестве связующего элемента производства и жизнедеятельности населения. Эффективность производства – само по себе, понятие комплексное, а в области местного производства она включает в себя не только показатели экономического, но и социального характера.

Таким образом, эффективность местного производства здесь предлагается определять как широкий комплекс условий функционирования производительных сил и производственных отношений, а также жизнедеятельности сельского социума, при котором обеспечивается процесс расширенного и пролонгированного воспроизводства и сохранения природной среды. При этом, должны оптимизироваться такие параметры, как: минимизация затрат и максимизация дохода (или прибыли), с учетом их адаптации к объективным экономическим реалиям. Но по большому счету, при переходе к рыночным отношениям требуется пересмотр «не столько сущности эффективности, сколько практики экономической оценки эффективности производства» [1].

Организационно-консолидирующую функцию на современном этапе проведения реформ, в определенной мере, способны взять на себя органы местного самоуправления. Именно они призваны формировать органическое единство территории, его производственной и социальной сфер на местах. А для этого требуется не только введение самого местного самоуправления, но и проработка механизма хозяйствования на селе.

Проведение выборов в органы местной власти в сельской местности, несомненно, позволяет ее жителям избирать людей ответственных и уже на практике доказавших способность осуществлять организацию и управление, необходимую для более эффективного хозяйствования в достаточно трудных для этой отрасли условиях. К этому подвигает и само развитие местного самоуправления, предполагающее хозяйствование под свою ответственность. Сельские жители могут более обоснованно, чем горожане, осуществить свой выбор уже в силу специфики своей жизнедеятельности. Выбор форм хозяйствования во многом зависит от ресурсного потенциала территории, на которой осуществляется местное самоуправление, его состояния. Анализ имеющейся базы позволяет выявить наиболее узкие места и определить тот минимум, который необходим для нормального функционирования производственной и социальной сфер. Разработка конкретных моделей реформирования местного производства может быть осуществлена только на основании учета всех ресурсов, включая финансовые. Здесь должны быть предусмотрены возможности установления договорных и партнерских отношений с производителями необходимой для местного производства продукции, а также с будущими потребителями продукции, производимой на ее предприятиях.

Механизмом дальнейшего проведения экономической реформы на местах должно стать расширение прав производителей. Эффективность же производства во всех случаях должна означать повышение отдачи. Учитывая тот факт, что результаты или продукт местного производства сегодня в большей мере можно рассматривать как сырье, а не конечный продукт, становится актуальным развитие перерабатывающей промышленности на местах. Только благодаря этому можно существенно повысить экономическую отдачу, сократив при этом расходы на хранении и транспортировке. А получаемая прибыль с лихвой окупит затраты на организацию таких производств.

В новых условиях хозяйствования неотъемлемую часть всего производства представляется необходимым осуществлять кооперативам, деятельность которых должна быть направлена на удовлетворение хозяйственных интересов его членов. К ним могут быть отнесены перерабатывающие и сбытовые, снабженческие и обслуживающие, становление рыночных отношений также актуализирует развитие кредитных и страховых организаций.

Заключение

Проблемы экономического развития административного района обуславливается по существу двумя факторами: это развитие местного производства и местного самоуправления. Однако эти факторы не получили в силу ряда причин своего завершенного развития.

Проводимая реформа агросферы представляется не до конца продуманной по многим причинам. Во-первых, не стоило ориентироваться на преимущественное развитие фермерства в условиях промышленного кризиса, так как это нереально. Во-вторых, нельзя было рассчитывать на самонастраиваемость рыночных отношений в местном производстве. И, наконец, решение производственных и социальных проблем в сельской местности следовало осуществлять комплексно. Последнее позволяет говорить об эффективности местного производства уже не столько как об экономической, сколько о социально-экономической категории. А решение проблемы повышения эффективности производства на современном этапе проведения реформ становится возможным осуществлять с непосредственным участием системы местного самоуправления, в соответствии с его общественным назначением.

Местное производство принципиально отличается от предприятий крупной промышленности уже тем, что на ее производственную деятельность оказывают большое влияние природные факторы, поэтому в процессе производства присутствует значительный элемент стохастичности. Местное производство традиционно относится к пассивным отраслям экономики, в том числе мало склонно к коммерческой деятельности и сельское население. А низкая оборачиваемость капитала не оставляет надежд на привлечение сюда частного капитала. При этом весьма важной чертой местного производства является то факт, что вопросы производства и жизнедеятельности сельского населения тесно взаимосвязаны, и решать эти проблемы необходимо комплексно.


Любаев А.П. Проблемы экономического развития административного района в процессе становления местного самоуправления. - Самара , 1997г. - 26 с.



[1] Маслова В.В. Эффективность сельскохозяйственного производства в условиях многоукладной экономики. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. – М., 1997, № 5. – С. 97.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Конкурентный статус города - содержание, проблемы и методы оценки
Cодержательная модель региональной социальной политики
Государственное управление в современной системе организация государственной власти России
Новые реалии территориального управления
О некоторых направлениях, формах и методах совершенствования законодательства в области взаимодействия государственной власти
Вернуться к списку публикаций