2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяГосударственное и муниципальное управление — Каудальизм как тип государственной системы управления



Каудальизм как тип государственной системы управления


Каудильизм (от испанского каудидьо-вождь, политический лидер, глава государства, предводитель военных отрядов) - это социальный феномен Латинской Америки 19-20 вв. Возникновение каудильизма связано с завоеванием латиноамериканскими странами политической независимости в первой четверти 19 века и борьбой за власть различных социальных группировок. В результате этого процесса в странах Латинской Америки сформировались политические течения (преимущественно либеральные и консервативные, на базе которых сложились политические партии), носившие тогда в большинстве стран каудильистский характер. Политическая борьба проходила как соперничество между кланами или отдельными каудильо, представлявшими главным образом латифундистов.

Если в середине 19 века многие каудильо были сторонниками и проводниками центробежных тенденций, то в конце 19-начале 20 веков формируется новый тип каудильо, выступивших против сепаратизма, за централизацию государственной власти и консолидацию государства.

Видным представителем нового типа каудильо был президент Гватемалы Хусто Барриос, установивший в 1873 г. режим единоличной диктатуры. За время пребывания у власти (1873-1885 гг.) Х.Барриос, проведя социально-экономические преобразования ( расширил плантационное хозяйство, стремясь расширить слой мелких и средних фермеров осуществлял широкую продажу государственных земель, ввел обязательное бесплатной начальное образование и т.д. ) и антиклерикальную реформу, поставившую церковь под контроль государства, способствовал консолидации стран и превращению Гватемалы в самое передовое по тому времени государство Центральной Америки.

В процессе решения этих проблем Х.Барриос временами отказывался от традиционных институтов представительной демократии и правил по существу авторитарными методами. Он часто полагался только на свой пример, на свою волю, когда многое говорило, что для достижения цели необходимо выгодное стечение обстоятельств и подготовленная работа.

Добившись консолидации и укрепления Гватемалы, Х.Барриос поставил перед собой задачу во что бы то ни стало объединить все государства Центральной Америки в единое государство. Для достижения этой цели он использовал любые средства, в том числе и вмешательство во внутренние дела соседних Центральноамериканских государств. В 1885г. Х.Барриос издал декрет, которым провозглашал создание в Центральной Америке единой республики вместо пяти существовавших ранее и начал военную компанию, в ходе которой был убит.

Патриотические идеи с ярко выраженными признаками реформаторства были свойственны и боливийскому Каудильо Мануэлю Бельсу и перуанскому Каудильо Рамону Кастилья и некоторым другим государственным деятелям. Но все же большинство латиноамериканских Каудмльо выделялись своим консерватизмом, враждебностью к социальному прогрессу и всякому проявлению свободомыслия, инакомыслия.

Некоторые из консервативных Каудильо, как, например, аргентинец Хуан Росас и венесуэлец Хосе Паэс, начинали свою политическую карьеру в качестве предводителей вооруженных отрядов. В сформированных отрядах ( рекрутировались преимущественно из Гаучо, пеонов, бывших негритянских невольников ) и подвластных им районах Х.Росас, Х.Паэс и им подобные Каудильо являлись полновластными хозяевами, властителями над жившими там людьми, вершили суд и расправы. Таким Каудильо центральная власть признавалась настолько и поскольку, поскольку это было выгодно ему самому, и насколько у нее хватало сил сдерживать его самовластие.

Путь наверх, к Каудильо национального масштаба и Х.Росас, и Х.Паэс, и им подобные деятели проделывали, опираясь на поддержку консервативной верхушки армии, клерикальных кругов, латифундистов и торговой олигархии. Их интересы претворялись в жизнь. Так, Х.Росас добившись полновластия восстановил в Аргентине орден иезуитов и привилегия католической церкви, приостановил иммиграцию, что затруднило проникновение в страну передовых идей, содействовал укреплению латифундизма, осуществлял агрессивную внешнюю политику. Режим Х.Росаса (1835-1852гг.) представлял собой худший вариант каудильизма.

Каудильистские главным образом консервативные методы в политике используются правящими кругами латиноамериканских стран и в настоящее время. Сохранению их способствует ряд причин и, прежде всего наличие латифундизма с его докапиталистическими пережитками и системой патриархально-авторитарных отношений в обществе.

Идеи каудильизма послужили основой возникновения в середине 20 века массовых политических движений националистического типа: перонизма в Аргентине, варгасизма в Бразилии, анапизма в Колумбии и т.д. Их идеология заключала в себе элементы корпоротивизма, национал-реформизма и социального христьянства.

Инициаторами создания массовых националистических движений и формирования на их базе политических партий ( Перонистской, а с 1958г. Хустисиалистской в Аргентине, Традальистской в Бразилии, Национальный народный союз в Колумбии ) были харизматические лидеры: Хуан Перон, Жетулио Варгас, Рохас Пенилья. Они умело использовали особенности социальной психологии народных масс в сложный переходный период латиноамериканской действительности для усиления своего влияния в обществе и концентрации огромной личной власти.

К настоящему времени влияние перонизма (в марте 1973г. перонистское правительство в Аргентине пало в результате военного переворота ) и других политических движений националистического типа хотя и ослабло, но все же еще остается важной политической силой в ряде стран Латинской Америки.







Интересное:


Проблемы экономического развития административного района в процессе становления местного самоуправления
Каудальизм как тип государственной системы управления
Модель взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти: характерные черты
Местное самоуправление - новые социальные технологии
Совершенствование современной системы и структуры органов государственной власти Российской Федерации
Вернуться к списку публикаций