2012-08-06 14:08:09
ГлавнаяГосударственное и муниципальное управление — Совершенствование современной системы и структуры органов государственной власти Российской Федерации



Совершенствование современной системы и структуры органов государственной власти Российской Федерации


Третья часть - государственные организации, осуществляющие иные функции социальной защиты (Фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования).

Исходя из анализа структуры системы управления социальной защиты населения, следует сделать вывод, что обозначенные элементы не обладают единством взаимодействия и контроля, внешнее взаимодействие между ними затруднено. Указанные подсистемы практически никак не взаимосвязаны, особенно в вопросах исполнения законодательства о пенсионном обеспечении. Аналогичная ситуация проявляется и в системе органов, обеспечивающих национальную безопасность. Разрозненность органов и неоднозначность правового регулирования их функций можно подтвердить перечислением имеющегося объема нормативно-правовых документов.

Органы исполнительной власти обладают самостоятельными нормотворческими полномочиями, выходят за границы исполнительно-распорядительной деятельности по применению законов. На основе делегированных парламентом полномочий, обладая самостоятельной регламентарной властью, президент, правительство, министры издают множество нормативных актов, регулирующих важнейшие сферы жизни. Нередко такие акты имеют не меньшее, а большее, чем закон, значение.

Правовой статус Правительства Российской Федерации базируется на принципиальных положениях ст. 9 и 10, глав 1 и 6 Конституции РФ. Основное качество этого государственного органа состоит в том, что он призван олицетворять и возглавлять одну из ветвей государственной власти, а именно - исполнительную власть, и осуществлять ее самостоятельно.

Следует заметить в этой связи определенное несоответствие в позициях статей 11 и 110 Конституции РФ, поскольку первая из перечисленных статей указывает, что Правительство осуществляет государственную власть в Российской Федерации, а вторая провозглашает, что Правительство РФ осуществляет «исполнительную власть Российской Федерации». Тем самым Правительству РФ вверяется полный объем исполнительной власти России, что, безусловно, должно быть исходным моментом в определении его правового статуса. В данном случае необходимо учитывать и содержание норм статей 71, 72, 77, 78, а также ряд других положений Конституции.

В Федеральном конституционном законе РФ «О Правительстве Российской Федерации» (ст. 1) довольно своеобразно решен вопрос о статусе Правительства как высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации. В названии статьи слово «высший» присутствует, а в тексте статьи это определение отсутствует. Очевидно, авторы текста этой статьи учли положение Конституции РФ, которая вообще избежала прямой формулы, четко определяющей статус Правительства.

Наиболее сложным является ограничение полномочий Правительства (а именно полномочия составляют ядро его статуса) от полномочий тех органов государства, которые на федеральном уровне представляют иные ветви власти. Отметим некоторые существенные особенности взаимоотношений Правительства РФ с Президентом РФ, как гарантом государственной целостности страны. Президент РФ, согласно ст. 80 Конституции РФ, определяет основные направления внутренней и внешней политики, а это обуславливает содержание деятельности Правительства РФ по реализации указанных направлений.

Конституция Российской Федерации 1993 года закрепляет самостоятельность Правительства РФ как федерального органа, осуществляющего государственную власть в России. Если в 1991-1992 гг. основные функции и назначение Президента связывали непосредственно с руководством исполнительной властью, в том числе Правительством, то Конституция РФ 1993 г. проявила в этом отношении определенную сдержанность. Обратим внимание на отсутствие правовых норм об ответственности Правительства перед Президентом, хотя сохранены положения об отставке Правительства по решению Президента, назначении им членов Правительства и отмене правительственных решений, противоречащих законам и указам.

По Конституции Российской Федерации 1993 года, Президент и Правительство представляет собой облеченные сильными полномочиями и постоянно взаимодействующие друг с другом президентскую и исполнительную ветви власти. Видимо, наиболее оптимальной представляется модель разделения властей и «системы сдерживания и противовесов», свойственная президентской республике, где глава государства входит в структуру исполнительной власти и возглавляет ее. Опыт США и других президентских республик это подтверждает в полной мере.

Президент, не являясь главой Правительства РФ и официально не возглавляя исполнительную власть, оказывает решающее влияние на процесс формирования Правительства РФ, поскольку от Президента в конечном счете зависит назначение Председателя Правительства и формирование всей системы федеральных органов исполнительной власти, включая назначение министров и руководителей некоторых других органов государственного управления и освобождение их от должности. Отметим и право Президента РФ председательствовать на заседаниях Правительства.

Определенный интерес в этой связи представляет Указ Президента РФ «Об обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации» от 10 июня 1994 г., который в последствии был дополнен некоторыми новыми положениями. Кроме того, в указах Президента РФ, принятых в последующие годы, не редко затрагиваются взаимоотношения Президента РФ и Правительства РФ по вопросам законопроектной работы, согласования позиций при подготовке проектов указов и распоряжений Президента, проектов постановлений и распоряжений Правительства РФ.

Характерным является и то, что в посланиях Президента и в некоторых других документах неоднократно подчеркивалось, что в условиях президентской (президентско-парламентской) республики в России Президент берет на себя выполнения ряда важных функций государственного управления.

Особую роль в структуре государственного механизма занимают органы, формирование которых в силу Конституции Российской Федерации осуществляет непосредственно сам Президент Российской Федерации. Это Администрация Президента Российской Федерации, Совет Безопасности Российской Федерации, который Президент не только формирует, но и возглавляет его.

Существует мнение, что главы Конституции, посвященные федеральным органам государственной власти, объединяют Президента и Правительство - в смысле политическом и подчиняют - в смысле административном. Исходя из вышеизложенного, необходимо подчеркнуть, что важное значение приобретает дифференциация полномочий Президента РФ и Правительства РФ.

Судебная власть - это, в соответствии с теорией разделения властей, система судебных органов государства, осуществляющих правосудие. Суд обладает присущими только ему возможностями и способностями воздействия на поведение людей, а через это и на процессы, происходящие в обществе. С учетом этого судебную власть можно определить как реализуемые занимающими особое положение в государственном аппарате органами (судами) присущие им возможности и способности воздействия на поведения людей и социальные процессы.

Среди полномочий судов доминирующую роль играет правосудие. Согласно п.1 ст. 118 Конституции РФ и Федерального конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом - посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Однако судебная власть не сводится только к осуществлению правосудия (конституционный контроль, разъяснение действующего законодательства на основе данных судебной практики, толкование Конституции Российской Федерации, осуществляемое Конституционным судом, участие в законодательном процессе). Указанные функции связаны с взаимодействием с другими органами государственной власти. Основы взаимодействия судов с органами законодательной и исполнительной власти установлены Конституцией РФ. В частности, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения принадлежит право законодательной инициативы.

Государственные органы власти субъектов РФ создаются на основе правовых положений Конституции РФ, федерального закона РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти РФ», уставов и Конституций субъектов РФ. Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти РФ» закрепляет общие принципы деятельности, основные полномочия, основания прекращения функционирования законодательных, исполнительных органов государственной власти, глав субъектов РФ.

Структура законодательного органа субъекта РФ устанавливается частично Уставами областей, Регламентами законодательных (представительных) органов. Относительно структуры исполнительных органов государственной власти субъектов РФ необходимо отметить, что она регламентируется в законах субъектов РФ «О схеме управления областью и структуре администрации области», «О структуре администрации области». Под схемой управления субъектом РФ следует понимать графическое изображение следующих элементов:

- организационной структуры системы органов государственного управления;

- объекты, находящиеся в собственности субъекта РФ;

- объекты других форм собственности, расположенных на территории субъекта РФ, с которыми орган управления общей компетенции (администрация, Правительство) взаимодействуют по тем вопросам, которые относятся к его компетенции;

- связи взаимодействия с объектами, не находящимися в собственности территориального образования.

Виды, названия и количество подразделений органов исполнительной власти субъектов РФ регулируется ими самостоятельно. Наименования структурных подразделений администрации области разнообразны. В Липецкой области - это департаменты, главные управления, управления, комитеты, пресс-служба, отделы, комиссии, инспекции. Всего 47 подразделений. В Воронежской области - главные управления, лицензионная палата, инспекции, отдел, комиссия. Всего 25 подразделений.

На схеме управления областью показано взаимодействие органов государственной власти области между собой, а также взаимодействие структурных подразделений администрации области с федеральными органами государственной власти, располагающимися на территории области. До сих пор встречается дублирование функций региональных и федеральных структур. Например: территориальная структура федеральной инспекции труда нередко занимается тем же, что и управление труда и занятости (Липецкая область), в некоторых случаях повторяет функции Главного управления труда и социального развития (Воронежской область).

Структуры высших исполнительных органов государственной власти областей, как правило, построены по целевому линейно-функциональному принципу и сходны во всех субъектах РФ. Имеется тенденция преобразования структуры высших органов исполнительной власти субъектов РФ из линейно-функциональных в функционально-программные. Этому способствует образование таких подразделений, как жилищные инспекции и т.п., которые формируются в связи с выполнением определенной функции или под определенную программу (например, департамент социального заказа в администрациях городов). Положительным моментом в формировании структуры органов государственной власти субъектов РФ является упразднение Правительств при администрациях областей (Курской,. Воронежской, Белгородской), изменилась в лучшую сторону регламентация правового статуса главы субъекта РФ (Курская область).


Никонов Александр Николаевич



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Место и роль муниципального образования в системе федеративных отношений в России
Нормативно-правовая база местного самоуправления - региональный срез
Сущность, приоритеты и особенности административной реформы в Российской Федерации: политико-правовой аспект
Ключевая роль местного самоуправления в укреплении государственности
Понятие средств государственного управления
Вернуться к списку публикаций