2012-08-06 14:08:09
ГлавнаяГосударственное и муниципальное управление — Совершенствование современной системы и структуры органов государственной власти Российской Федерации



Совершенствование современной системы и структуры органов государственной власти Российской Федерации


Множество трудов ученых посвящено управлению, в частности, его главному виду - государственному управлению. Управление имеет место в различных сферах деятельности человека, но этот же процесс во многом универсален и подчинен одним и тем же закономерностям. В монографическом исследовании профессора Ю.Н. Старилова дается определение управления. Управление - это целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления. В качестве объектов управления выступают: человек, коллектив, социальная общность, механизмы, технологии, то есть различные явления и процессы.

Исследование процесса управления, по мнению Ю.Н. Старилова, немыслимо без осознания термина «система управления». Любая система управления состоит минимум из двух взаимосвязанных, находящихся в диалектическом единстве и противоречии элементов: объекта и субъекта управления. Если отсутствует один из них, то говорить о наличии системы управления нельзя. Ведь целостность системы определяется в единстве целей, задач и, конечно, взаимосвязей субъекта и объекта управления. Под объектом управления понимается сфера общественных отношений и их определенные организационные формы. Профессор Г.В. Атаманчук в качестве управляемых со стороны государства выделяет те общественные отношения (объект управления), виды деятельности и социальные роли, которые непосредственно связаны с воспроизводством материальных и духовных продуктов и социальных условий жизнедеятельности людей.

Эффективная деятельность, объектов управления, по мнению Г.В. Атаманчука, зависит от оптимально выбранных для них организационных форм. Выбор является самым сложным, так как именно организационная форма создает условия для реализации соответствующих общественных отношений. Подобные организационные формы должны обязательно иметь юридическое оформление, достаточно полное и ясное. Особенно юридическое закрепление необходимо для порядка формирования общественного статуса, процедур общественной подотчетности и контроля за объектом управления. Думается, в правовом аспекте упорядоченность управляемых общественных отношений изначально должна закрепляться в соответствующих Концепциях или программах развития. Например, в концепции административной реформы в Российской Федерации, федеральной государственной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 - 2005 годы)». Объект управления выполняет ведущую роль в системе управления, обусловленную его специфическими свойствами. К таким следует отнести: целенаправленность, самоуправляемость, самоактивность и адаптивность.

Объекты управления зависят от объективных условий жизнедеятельности общества и воспроизводят их. Изменение структуры общества, его «интересов», сущности развития экономических и политических отношений (становление рыночной экономики, снижение активности государства в управлении обществом) порождает новые органы, новые управляемые системы. Соответственно появляются новые функции управления. Профессор Бачило И.Л. считает, что объект управления наделен определенными функциями, целями, задачами, поэтому субъект управления должен организовать и обеспечить соответствующее состояние объекта управления. В данном случае система управления будет эффективно действовать. Трудно не согласиться с мнением И.Л. Бачило, что: «Решить проблему формирования и совершенствования системы управления можно лишь при ориентации на объект и его потребности».

Реализацию функций государственного управления осуществляют особые субъекты управления - органы государственной власти. Государственный орган - это учрежденное в структуре аппарата государства в установленном порядке образование, характеризующееся определенными задачами, функциями, структурными особенностями и специальной компетенцией. Это отдельная и относительно самостоятельная организационная структура государственной власти, сформированная государством для реализации государственных функций и задач и наделяемая его специальной компетенцией. Государственный орган выполняет функции государственного управления, то есть осуществляет властное руководство, управление, распорядительство. Он прежде всего обладает государственно-властными полномочиями и руководит внешними объектами.

Государственные органы можно проклассифицировать по самым разным критериям. К ним относятся: формы деятельности, принцип разделения властей, уровни управления, иерархия, срок полномочий, порядок осуществления компетенции. Все они в совокупности образуют современную систему государственных органов Российской Федерации. Указанная классификация представлена в таблице № 1.


Таблица 1

Виды государственных органов

Исходя из вышесказанного, нами проанализирована сущность системы органов государственной власти и ее структура. Согласно ст. 11 Конституции РФ государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Статья 3 федерального закона РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» гласит, что федеральные органы осуществляют свои полномочия на территории субъекта РФ непосредственно или через создаваемые ими территориальные органы. В соответствии со ст.80 Конституции РФ Президент является главой государства и гарантом Конституции, обеспечивая согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Законодательная власть в РФ осуществляется Федеральным Собранием. Согласно Конституции РФ исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство России. Оно состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Судебная власть представлена в России Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ и судами общей юрисдикции, Высшим Арбитражным Судом РФ и арбитражными судами (федеральные суды), а также судами субъектов Федерации.

Принцип разделения властей реализуется и конкретизируется в нормах Конституции, определяющих статус и компетенцию Федерального Собрания, Президента, Правительства и судов Российской Федерации. Содержание этих норм показывает, что разделение властей является не самоцелью, но создает условия для их конструктивного взаимодействия. Так, выделение функции принятия законов и наделение соответствующей компетенцией Государственной Думы сочетается с правом Президента издавать указы, в том числе нормативного характера, а также с правом Правительства издавать постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных указов Президента. К сожалению, издание нормативных указов Президента РФ в период 1993-1997 годов фактически противопоставлялось законотворческому процессу федеральных органов законодательной власти. Складывалось так называемое «указанное право». В настоящее время, несмотря на уменьшение доли нормативных указов, все равно иногда происходит подмена законодательных актов.

Различные ветви власти взаимно уравновешивают друг друга. Государственная Дума принимает законы, но Совет Федерации может не утвердить закон, наложить вето, которое может быть преодолено квалифицированным большинством Государственной Думы. Закон, принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации, требует его подписания и обнародования Президентом РФ, который, в свою очередь, может отказаться от его подписания. Вето Президента может быть преодолено квалифицированным большинством обеих палат Федерального Собрания. К числу механизмов, уравновешивающих ветви власти, относится право Президента РФ при определенных условиях распустить Государственную Думу. Со своей стороны Федеральное Собрание при определенных условиях и соблюдении установленной процедуры может отстранить Президента РФ от власти. Назначение Председателя Правительства - прерогатива Президента, но Государственная Дума может дать, или не дать на это согласие. Ряд высших должностных лиц назначается на должность только Советом Федерации (Генеральный прокурор РФ, судьи Конституционного, Верховного и Арбитражного Судов), но представляет эти кандидатуры только Президент РФ.

Между тем, возникают трудности, когда требуется определить и обосновать место Президента Российской Федерации в классической триаде ветвей власти. Так, с одной стороны, Президент РФ не относится ни к одной из властей, названных в ст. 10 Конституции РФ, и, следовательно, не обладает государственной властью, которая делится на законодательную, исполнительную и судебную. С другой стороны, в следующей ст. 11 Конституции РФ указывается, что Президент Российской Федерации осуществляет государственную власть, однако в ней не указывается, какую государственную власть осуществляет Президент РФ. Нет четкого разъяснения этого и в научной литературе. Авторы Комментария Конституции РФ утверждают: «Президент не является органом какой-либо власти». Но реально он обладает государственной властью, то есть в силу своих конституционных полномочий вправе распоряжаться возможностями и силой государства для подчинения своей воле государственных органов и неограниченного круга граждан. Легитимным инструментом для этого являются нормативные указы Президента РФ. При этом они, согласно одному из определений Конституционного Суда РФ, имеют силу закона, когда отсутствует закон, регулирующий общественные отношения в сфере изданного президентского указа.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Местное самоуправление - новые социальные технологии
Местное самоуправление и мировой суд в России в 19-20 вв.
Понятие эффективности государственного управления и его правовая специфика
Понятие средств государственного управления
Сущность, приоритеты и особенности административной реформы в Российской Федерации: политико-правовой аспект
Вернуться к списку публикаций