2012-08-06 14:00:39
ГлавнаяГосударственное и муниципальное управление — Модель взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти: характерные черты



Модель взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти: характерные черты


Существующая модель взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ обладает следующими основными чертами:

- строится на принципе верховенства Конституции РФ и федерального законодательства над законами и иными нормативно-правовыми актами, принятыми по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов (ст. 3 ч. 1 федерального закона РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»);

- в основе вышеуказанной модели лежит принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ (п.1 «е» ст. 1 федерального закона РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»);

- предусматривает неукоснительное соблюдение органами публичной власти конституционных требований по соблюдению предметов совместного ведения (ст. 3 п.1 федерального закона РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»), т.е. запрет на передачу, исключение, перераспределение предметов совместного ведения, предусмотренных Конституцией РФ;

- закрепляет принцип ответственности органов государственной власти субъектов РФ за нарушение Конституции РФ и федерального законодательства (ст. 3.1 федерального закона РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»);

- регламентирует основные полномочия законодательного (представительного) органа субъекта РФ в сфере взаимодействия с органами государственной власти федерального уровня, раскрывая содержание процедуры заключения и расторжения договоров субъектов РФ, одобрения проектов договоров о разграничении полномочий. На наш взгляд, новые поправки в федеральный закон РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» направлены на сокращение количества договоров о разграничении предметов ведения и полномочий, а также на их удельный вес в указанных общественных отношениях. Согласно ст. 26.7 федерального закона РФ «Об общих организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» заключение договоров о разграничении полномочий допускается только в случаях, если это обусловлено экономическими, географическими и иными особенностями субъекта РФ (например, Свердловская область - регулирование вопросов, связанных с переработкой и использованием драгоценных металлов);

- фиксирует общие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ: а) полномочия определяются Конституцией РФ, федеральными законами, договорами и соглашениями. К их оформлению и содержанию предъявляются определенные требования: в текст документа должны включаться детализированные права, обязанности, ответственность органов государственной власти субъектов РФ, порядок и источники финансирования осуществления передаваемых полномочий, б) не допускается дублирование полномочий, переданных государственным органам субъектов РФ со стороны федеральных органов государственной власти, и органами местного самоуправления (ст. 26.1 федерального закона РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»);

- определяет принципы финансового обеспечения полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения. Практически все значимые государственные функции субъекты РФ будут с 1 января 2005 года финансировать самостоятельно, за исключением некоторых экологических программ и устранения последствий стихийных бедствий и террористических актов. Они будут дотироваться за счет субвенций из федерального бюджета. Перечень полномочий самостоятельно финансируемых субъектами РФ обширный и состоит из 41 пункта. Иные полномочия по предметам совместного ведения, не предусмотренные федеральным законом РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», могут финансироваться за счет федеральных субвенций. Получение федеральной финансовой помощи увязывается законодательством особыми требованиями к федеральным законам о предоставлении подобных субвенций;

- устанавливает возможность передачи исполнительным органам субъекта РФ полномочий по предметам ведения РФ на основе соглашения между органами исполнительной власти субъекта РФ и Правительством РФ, а также на основании федеральных законов и указов Президента РФ;

- регламентирует право законодательных органов государственной власти субъектов РФ участвовать в рассмотрении Государственной Думой проектов федеральных законов, принимаемых по предметам совместного ведения (ст. 26.4 федерального закона РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»). Одновременно, возможно принятие решения законодательными органами субъекта РФ об обращении в Конституционный Суд РФ;

- закрепляет субсидиарную ответственность федеральных органов государственной власти РФ по некоторым обязательствам государственных органов субъектов РФ, т.е. временное осуществление федеральными органами государственной власти отдельных полномочий органов государственной власти субъектов РФ;

- предоставляет право органам государственной власти субъектов РФ участвовать в определении кадровой политики федеральных органов государственной власти. В частности, осуществление процедур согласования и утверждения на должности Председателя суда субъекта РФ, арбитражного суда субъекта РФ, прокурора субъекта РФ, начальника Судебного департамента в субъекте РФ, руководителей правоохранительных органов субъекта РФ (ст. 30 Устава (Основного Закона) Воронежской области); избрание представителя законодательного органа субъекта РФ в Совет Федерации (ст. 53 Устава (Основного Закона) Орловской области). Глава субъекта РФ координирует и согласовывает в пределах установленной федеральным законом компетенции деятельность территориальных органов, структурных подразделений и должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, действующих на территории субъекта РФ. Направляет в федеральные органы представления о назначении на должности, освобождении от должностей, поощрении и применении мер дисциплинарного воздействия к должностным лицам территориальных органов и структурных подразделений федеральных органов государственной власти, действующих на территории субъекта РФ (ст. 67 Устава (Основного Закона) Орловской области). Назначает и освобождает полномочных представителей главы субъекта РФ - представителя в Совете Федерации (ст. 53 Устава (Основного закона) Рязанской области);

- включает в качестве основополагающих элементов: а) права Правительства РФ передавать осуществление части своих полномочий органам исполнительной власти субъектов по обоюдному соглашению (ст. 13 федерального закона РФ «О Правительстве РФ»). Принимается такое решение на заседаниях Правительства РФ (ст. 26 федерального закона РФ «О Правительстве РФ»). Подробное закрепление порядка взаимодействия Правительства РФ и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ осуществляется в главе 8 федерального закона «О Правительстве РФ» - «Взаимоотношения Правительства РФ и органов государственной власти субъектов РФ»; б) участие Государственной Думы Федерального Собрания РФ в согласительных процедурах, используемых Президентом РФ для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ (ст. 11 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания РФ).

Осуществив классификацию основных черт взаимодействия федеральных органов государственной власти субъектов РФ, проведем анализ их юридического оформления. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» № 184-ФЗ принят Государственной Думой 22 сентября 1999 года и подписан Президентом 6 октября 1999 года (далее - Закон). В преамбуле Закона сказано, что образование, формирование, и деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации регулируются Конституцией РФ, федеральными законами, а также конституцией республики, уставом края, области, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Глава IV Закона посвящена взаимоотношениям законодательного (представительного) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с конституционным принципом разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, законодательный (представительный) и высший исполнительный орган государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляет свои полномочия самостоятельно.

Согласно п.2 ст.23 Закона взаимодействие законодательного (представительного) и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития субъекта Российской Федерации и в интересах его населения. Формы такого взаимодействия устанавливаются Федеральным законом и законом субъекта РФ. Принятие в субъектах федерации подобных законодательных актов возможно, однако вопросы взаимодействия могут регулироваться и другими законами. Например, в Липецкой области взаимоотношения органов законодательной и исполнительной власти регулируются Уставом Липецкой области Российской Федерации, в котором содержится отдельная глава VI «Взаимодействие государственных органов законодательной и исполнительной власти области». Согласно ст.46 Устава Липецкой области представительной (законодательный) и исполнительный органы государственной власти области взаимодействуют, исходя из принципов разделения властей, их равнозначности и соблюдения интересов жителей области, осуществляют свои полномочия самостоятельно.

Можно выделить несколько направлений взаимодействия законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов государственной власти Российской Федерации.

Первое. В процессе принятия нормативных правовых актов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.3 ст. 23 Закона правовые акты высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъекта РФ направляются в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ в сроки, установленные конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ. Важным условием взаимодействия является право законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ обращаться с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в акты, указанные в п. 3. ст.23, либо об их отмене, а также право обжаловать указанные акты в судебном порядке или в установленном порядке обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции РФ указанных нормативных правовых актов (п.4 ст. 23 Закона).

Обязательное уведомление представительного органа государственной власти субъекта РФ обо всех нормативных правовых актах, принятых органами исполнительной власти субъекта РФ, служит важной гарантией единства правового регулирования в рамках соответствующей территории. Обжалование правовых актов нормативного характера осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством, обращение в Конституционный Суд РФ - в порядке конституционного судопроизводства.

Согласно ст.46 Устава Липецкой области постановления и распоряжения главы администрации области направляются в областной Совет депутатов. Областной Совет депутатов может обратиться к главе администрации области с предложением (представлением) о внесении изменений, дополнений в указанные акты или об их отмене, а также обжаловать их в судебном порядке.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Право и средства государственного управления
О некоторых направлениях, формах и методах совершенствования законодательства в области взаимодействия государственной власти
Ключевая роль местного самоуправления в укреплении государственности
Место региона в развитии внешнеэкономических связей
Методы государственного управления
Вернуться к списку публикаций