2012-08-06 12:21:12
ГлавнаяГосударственное и муниципальное управление — Основные проблемы и некоторые противоречия взаимодействия органов государственной власти в Российской Федерации



Основные проблемы и некоторые противоречия взаимодействия органов государственной власти в Российской Федерации


Одной из проблем взаимодействия органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ является проблема влияния Российской Федерации на организацию государственной власти в субъектах РФ. О ней неоднократно упоминалось в научной литературе. Согласно, ч. 1 ст. 77 Конституции РФ, которая гласит: «Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом». Здесь заложены несколько начал, в отношении которых существуют проблемы их соотношения (и совмещения) друг с другом.

Главные из них обращены к двум кардинальным вопросам: что есть для субъектов и для Российской Федерации предмет регулирования; как понимать слово «самостоятельно»? В науке подход к сущности субъекта федерации и его самостоятельности неоднозначен. По мнению Чиркина В.Е., в субъекте РФ существует своя власть, но не государственная Не случайно, что проект Федерального закона РФ «Об общих принципах организации представительных и исполнительных органов государственной власти в субъектах Российской Федерации» (далее - ФЗ РФ «Об общих принципах») длительное время находился на обсуждении в Государственной Думе и Совете Федерации и не принимался из-за отсутствия согласованных подходов к предмету и объему регулирования, предполагаемых для этого закона. Конституцией РФ субъектам гарантировано право устанавливать самим «систему» органов государственной власти. Однако при этом они обязаны руководствоваться несколькими исходными положениями федеральной Конституции:

во-первых, это статья 5, говорящая о единстве системы государственной власти;

во-вторых, статья 10 - гласящая, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную; органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны;

в-третьих, это часть 3 статьи 118, согласно которой судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом;

в-четвертых, это часть 2 статьи 77, говорящая, о единстве исполнительной власти в РФ по предметам ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ;

в-пятых, статья 1, согласно которой Российская Федерация - государство с республиканской формой правления;

в-шестых, следует иметь в виду и статью 14, в соответствии с которой Россия - светское государство, где религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Отсюда следует несколько принципиальных выводов.

Во-первых, субъекты Российской Федерации не могут устанавливать свою систему государственной власти без учета федеральных основ.

Во-вторых, им вообще не дано права устанавливать свою систему органов судебной власти, поскольку судебная система является единой и федеральной. Субъекты, конечно, вправе обозначить в своем главном акте - конституции, уставе - систему действующих на их территории подразделений единой федеральной судебной системы, но лишь повторив положения федеральных норм и используя при этом слова «в соответствии». Принятый в 1996 году Федеральный конституционный закон РФ «О судебной системе РФ» еще раз подтвердил это непреложное правило. Кстати, появление Закона задерживалось именно из-за попыток некоторых республик в составе Российской Федерации отстоять их право на установление своей судебной системы (ранее они вопреки Конституции РФ закрепили за собой подобное право в собственных конституциях и до сих пор отказывались исключить такие нормы из конституций). Однако усилия этих субъектов оказались безуспешными, и, в конце концов, они согласились с тем, что судебная система должна быть единой и федеральной. Да иного и не может быть в федеративном государстве, где суд, рассматривая дела и обеспечивая законность, должен в первую очередь руководствоваться федеральными законами не только в силу принципа их приоритета, но еще и потому, что для многих сфер эти законы являются предопределяющими, а то и единственными регуляторами общественных отношений. И только в учреждении своих конституционных, уставных судов, призванных обеспечивать соответствие их конституциям, уставам иных актов субъектов, последние могут проявить свое усмотрение (на сегодня подобные суды созданы во многих субъектах Российской Федерации, в остальных функции конституционного правосудия осуществляются обычными судами). Да еще, согласно Федеральному Конституционному закону РФ «О судебной системе» (ст. 4), к судам субъектов РФ относятся мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов.

Таким образом, указание ч. 1 ст. 77 о том, что субъекты самостоятельно устанавливают свою «систему органов государственной власти», следует толковать более конкретно они устанавливают свою систему органов законодательной и исполнительной власти.

Не все просто и в отношении системы исполнительной власти. В части 2 ст. 77 говорится, что в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ. Если это «единая система», не могут же органы субъекта полностью отличаться от органов РФ, иначе говоря, федеральная система как-то предопределяет исполнительную систему субъекта. Об этом достаточно четко высказался Конституционный Суд РФ в постановлении от 18 января 1996 г. по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края: указанное обстоятельство «должно обеспечиваться при конституировании органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В-третьих, система органов государственной власти, устанавливаемая субъектами, должна строиться на принципе разделения властей. Иначе говоря, построение этой системы на принципах как верховенства представительных органов над исполнительными, так и наоборот - верховенства исполнительных органов над представительными - невозможно. Более того, если между органами субъекта возникает спор о том, кто из них правильно и кто неправильно толкует принцип разделения властей в организации системы власти субъекта, именно федеральный орган - Конституционный Суд Российской Федерации (КС РФ) - ставит точку в этом споре. Например, в постановлении от 18 января 1996 г. по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края КС РФ записал: «Конституционный принцип единства государственной власти требует, чтобы субъекты Российской Федерации исходили из федеральной схемы взаимоотношений исполнительной и законодательной власти». Поэтому в Уставе края недопустимо закреплять нормы, «ставящие исполнительную власть в подчиненное по отношению к представительному органу положение». КС РФ оценил как не соответствующий Конституции РФ порядок, при котором глава краевой администрации избирается не населением, а краевым представительным органом.

Трактовки сути разделения властей есть и в других постановлениях Конституционного Суда РФ. Таким путем данный орган помогает как иным федеральным органам, так и органам субъектов РФ в понимании важнейшего конституционного принципа организации государственной власти в РФ.

В-четвертых, положение о применяемой в России республиканской форме правления (ст. 1 Конституции) для субъектов означает, что в своей системе государственной власти они также должны ориентироваться на то, что их государственные органы регулярно избираются населением.

В-пятых, система государственной власти в субъектах должна быть светской системой. Это особенно следует иметь в виду в связи, например, с попытками некоторых республик если не объявить себя религиозными государствами, то существенно повысить роль религий в их влиянии на местные дела.

Следовательно, наличие в субъектах РФ органов законодательной (представительной) и исполнительной власти как органов государственной власти с определенными назначением, сроком полномочий, принципом производности от населения (или от избираемых их органов) зависит не только от субъекта. Он обязан создать эти органы государственной власти, исходя из общефедеральных конституционных принципов.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Становление советской системы государственного управления
Методология анализа развития продовольственного комплекса
О некоторых направлениях, формах и методах совершенствования законодательства в области взаимодействия государственной власти
Сущность, приоритеты и особенности административной реформы в Российской Федерации: политико-правовой аспект
Методы государственного управления
Вернуться к списку публикаций