2011-10-30 17:58:41
ГлавнаяГосударственное и муниципальное управление — Право и средства государственного управления



Право и средства государственного управления


Известный английский политолог Карл Поппер писал: «промышленное общество, основанное на рыночных отношениях и предполагающее значительную свободу выбора, немыслимо без правовой системы, без власти закона». Очевидно при этом, что проблема соотношения права и государственного управления, в том числе - его средств, настолько важна, что, не смотря на то, что выше к ней уже неоднократно обращались, есть необходимость остановиться на ней отдельно. При рассмотрении данной проблемы существенное значение имеют следующие ее элементы:

а) право выступает как ограничитель государственного управляющего воздействия. Конституция Российской Федерации (ст. 1) провозглашает наше государство правовым. Существует несколько общепринятых признаков правового государства, одним из которых является верховенство права в обществе и государстве. Это презюмирует признание того, что «право выступает в качестве главного института цивилизации, способного обуздать государство, его произвол». Деятельность властных органов в правовом государстве, в том числе - по использованию определенных средств государственного управления, должна ограничиваться, властные полномочия этих органов должны закрепляться в закрытом (по возможности самовольного расширения и дополнения его) императивном перечне. В этом смысле Алексеев С.С. справедливо отмечает, что наиболее существенная черта правового государства состоит «не столько в последовательном проведении общедозволителного начала для граждан («дозволено все, кроме прямо запрещенного законом»), сколько в регламентации действия «правителя» - установлении и обеспечении строго разрешительного порядка для государственных органов и должностных лиц, в соответствии с которым и те и другие вправе совершать лишь такие действия, которые прямо предусмотрены законом («запрещено все, кроме прямо предусмотренного»)». Нельзя не отметить, что наше государство еще крайне далеко от такого идеала, как в вопросах взаимоотношений общества и государства, так и в вопросах внутренней организации деятельности государственных институтов. Ярким примером тому является продолжающаяся и по сей день «тихая» война ряда субъектов Российской Федерации, которые вопреки установленному Конституцией разграничению компетенции (предметов ведения) органов федерации и ее субъектов, продолжают принимать решения, не имея на то никаких установленных прав (например, принятие Областной думой Свердловской области Земельного кодекса «до вступления в силу соответствующего закона РФ)». Определенным пренебрежением к основополагающим правовым принципам грешат зачастую и федеральные нормативные акты (как на уровне федеральных законов, так и на уровне указов президента, постановлений правительства, актов федеральных органов исполнительной власти). Примеров здесь существует такое множество, что нет необходимости их приводить.

б) упоминавшееся выше соотношение права и управляющего воздействия как формы и содержания призывает уделить внимание и проблеме юридического оформления государственных управленческих решений.

Во-первых, необходимо руководствоваться правилом, что издание решений может производиться только теми органами государства, которые специально на это уполномочены (обладают соответствующей компетенцией). Здесь просматривается как минимум два ограничительных момента:

- все ли органы государства имеют право на издание управленческих решений, обязательных для общества в целом или отдельных его институтов и отношений;

- органы государства могут издавать управленческие решения только в пределах предоставленных каждому из них прав (правосудие в Российской Федерации может осуществляться только судом, и так далее).

Во-вторых, при принятии управленческих решений необходимо руководствоваться их строгой иерархией, которая соответствует иерархии в системе органов государства. Движение по этому пути еще только начато (в Гражданском кодексе закреплен приоритет, верховенство федеральных законов перед всеми иными актами, установлено, что акты министерств и ведомств не могут противоречить актам Президента и Правительства).

В-третьих, необходимо соблюдать четко регламентированный порядок подготовки, обсуждения, принятия, утверждения и опубликования законов и иных нормативных актов, затрагивающих права и свободы субъектов гражданского общества.

Соблюдение всех этих правил не является самоцелью. В дальнейшем в данной работе будут приведены примеры того, что используемые ненадлежащим (в данном случае - не соответствующим закону) способом средства государственного управления не могут способствовать достижению той цели, к которой стремится государство.

в) право в сфере государственного управления играет одновременно двоякую роль: стабилизирующую и динамическую. Исходя из целей настоящей работы, это утверждение целесообразно проиллюстрировать на примере государственного воздействия в экономической сфере.

Основной закон нашего государства - Конституция устанавливает ряд принципиальных положений, носящих неизменный характер и влияющих на все иные правовые акты и решения, принимаемые государственными органами. К числу таких основ, оказывающих стабилизирующее влияние на государственное управление (как ставящее его в определенные рамки), относятся: закрепление основных прав и свобод человека и гражданина, принцип равноправия всех форм собственности, единство экономического пространства, поддержка конкуренции, свобода предпринимательской деятельности. При этом необходимо отметить, что эти основы можно воспринимать и как определенные ограничители произвола государственной власти, но все же более их значение заключается именно в определении базовой платформы, с опорой на которую осуществляется государственное управление, в том числе - и вопросе выбора и использования средств государственного управления.

Динамическая роль права заключается в том, что оно устанавливает не только ограничители и основы для государственного управления, но в ряде случаев предусматривает обязательное осуществление государственного управляющего воздействия в определенных сферах, побуждая, таким образом, государственные органы к активной деятельности (пример: в сфере лицензирования определенных видов деятельности существуют обязанности государства по пресечению оказания медицинских услуг без получения разрешения).

Большую роль играет право и в обеспечении функционирования механизма государственного управления, в создании оптимального режима управленческой деятельности, которая заключается в:

а) разграничении и распределении сбора, обработки и направления результатов анализа информации, необходимой для принятия управленческого решения и контроля за эффективностью его действия по разным уровням управленческой структуры;

б) рациональном построении системы принятия управленческих решений и точное соотнесение ее с системой ответственности за принятие решения;

в) наиболее целесообразном распределении в системе принятия решений соотношения экспертной оценки с действиями должностных лиц;

г) определении формальных (нормативных) границ свободы при принятии должностным лицом решения, с тем, чтобы не допустить произвола, с одной стороны, а с другой стороны, - ограничения инициативы;

д) обеспечении точного распределения функциональных ролей управленческих работников, их прав, обязанностей и ответственности;

е) обеспечении точного и единообразного оформления управленческих решений;

ж) обеспечении стабильности и оптимального режима управления.

Таким образом, мы можем утверждать, что использование средств государственного управления есть процесс, который по своей сути требует правовой регламентации, как в вопросе выбора средств управления, так и в вопросе их применения, и вне правовых рамок осуществление государственного управляющего воздействия невозможно в принципе и неэффективно с точки зрения достижения требуемого результата.


Комаров Кирилл Борисович







Интересное:


Понятие эффективности государственного управления и его правовая специфика
Право и средства государственного управления
Местное самоуправление - новые социальные технологии
Проблемы экономического развития административного района в процессе становления местного самоуправления
Местное самоуправление в конституционно-правовом пространстве современной России
Вернуться к списку публикаций